Яндекс.Погода
EUR ЦБ
00,0000
USD ЦБ
00,0000
  • Забыли пароль?

Забыли пароль?

Please enter your email. The password reset link will be provided in your email.
  • Вернуться и авторизоваться

Агитационные плакаты военных лет

6 мая в 14.00 в Музейно выставочном центре Дальнегорска открывается выставка «Искусство военных лет». Как рассказала заведующая выставочным отделом МВЦ Анна Михайловна Кукунова, на выставке будут представлены агитационные плакаты военных лет. На выставке «Искусство военных лет» в МВЦ будут представлены экспонаты из фондов музея, плакаты, сохранившиеся с военных лет, некоторые их них напечатаны типографским способом, иные опубликованы в местной газете в период войны. Безусловно, центральное место займёт известный всем плакат «Родина-мать, зовёт!».

Известно, что пропаганду и агитацию называли третьим фронтом Великой Отечественной. Так и было, плакаты висели на сборных пунктах и вокзалах, госучреждениях и колхозных конторах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, да и просто на улицах, на заборах, на стенах. Плакаты сыграли огромную роль в мобилизации населения. Плакат являлся мощнейшим средством агитации, он очень сильно действовал на сознание и настроения советских людей.
Самым известным плакатом того времени стал «Родина-мать зовёт!». Автор – Ираклий Тоидзе.
Интересна его история создания. О начале войны иллюстратор Ираклий Тоидзе узнал от своей супруги Тамары. Разгоряченная, взволнованная женщина стремительно вбежала в мастерскую художника утром 22 июня, указала рукой на радиоприемник и, едва переведя дух, сказала одно слово — «Война!»
Творец всегда остается творцом, и жест жены сразу запечатлелся в памяти художника. Тоидзе нашел его спонтанным, ярким и благородным, поэтому решил тут же увековечить его в своей работе. Тамаре Тоидзе пришлось несколько часов терпеливо позировать в мастерской мужа в поразившей его позе, пока на свет не появился устроивший художника вариант эскиза плаката.
Ираклий Тоидзе решил не копировать все черты жены, которой было всего 36 лет, и сделал женщину с плаката старше. Убрал он и типичные кавказские черты, присущие Тамаре, сделав Родину-мать славянкой. Это было очень важно, так как задача плаката — стать «своим» для всех и каждого, поэтому нейтральная внешность была обязательной.
Сначала типографии выпустили миллион экземпляров плакатного размера, а затем еще 5 миллионов разного формата, в том числе и открыточного. В первые месяцы войны «Родина-мать» стала самым распространенным изображением в СССР. Многие фронтовики хранили открытку возле сердца, рядом с фотокарточками детей и жен. Вот такие необычные факты будут озвучены экскурсоводами.
На выставке также будут представлены работы художников военной поры.
– Выставка ориентирована на детей школьного возраста, – рассказывает Анна Кукунова, – с тем, чтобы юные дальнегорцы познакомились с творчеством художников, писателей и поэтов, историей создания творческих работ и шедевров искусства в период войны. С целью патриотического воспитания молодёжи, формирования социально-нравственных ценностей, в том числе уважения к Отечеству, к старшему поколению, одержавшему Великую Победу над нацизмом.
В день открытия выставки состоится небольшой концерт, на котором прозвучат авторские песни и стихи.
Выставка продлится до конца мая, до завершения учебного года, с тем, чтобы, как можно больше учащихся посетили её.

Ирина ВОЛОДИНА

Добавить комментарий