Яндекс.Погода
EUR ЦБ
00,0000
USD ЦБ
00,0000
  • Забыли пароль?

Забыли пароль?

Please enter your email. The password reset link will be provided in your email.
  • Вернуться и авторизоваться
Культура 12:01 Чт, 19 мая

Ирина Мохнач: «Сцена не отпускает»

Совсем скоро, а именно – 4 июня на главной сцене Дальнегорска в ДК «Химик» состоится отчетный концерт Заслуженного коллектива Приморского края, Образцового танцевального ансамбля «Новое поколение».

С 2017 года его возглавляет Ирина Владимировна Мохнач. Отчетный концерт подводит итоги творческого сезона, его цель – показать зрителям успехи коллектива, продемонстрировать еще раз самые лучшие, самые эффектные номера из всего репертуара. Одновременно с этим, отчетный концерт вызывает волнение и грусть у участников хореографического коллектива – у Кати Пожарицкой, Елены Шибаевой, Алины Мишиной. Девушки – выпускницы общеобразовательной школы и хореографического коллектива. Их ждёт самостоятельная, взрослая жизнь, открываются широкие горизонты выбора профессионального пути.
– Волнуемся перед отчетным концертом, – делится своим настроением Лена Шибаева, – не хочется расставаться с друзьями и руководителем. Нам очень нравится наш хореограф, благодаря Ирине Владимировне, мы познакомились и полюбили новый танцевальный стиль народного танца. Хотя вначале своего творческого пути я начинала заниматься классическими и эстрадными танцами.
Действительно, руководитель «Нового поколения» оказывает на своих воспитанников самое благотворное влияние. Учит их трудолюбию, ответственности за поведение, поступки и добиваться поставленной цели. Сегодня «Новое поколение» в своем составе насчитывает порядка тридцати человек, которые проделали немалый путь прежде, чем получили почетное право быть зачисленными в хореографический ансамбль. Сначала, практически с пятилетнего возраста, это был танцевальный коллектив «Малышок», затем поднялись на ступень выше – в «Родничок». Эти танцевальные коллективы – спутники «Нового поколения», в которых, по словам Ирина Владимировны, дети набираются знания, опыта, оттачивают исполнительскую технику, развивают пластичность движений. И только затем, пройдя все этапы начального постижения искусства танца, лучшие из лучших зачисляются в ансамбль «Новое поколение». Это выглядит вполне обоснованным, так как звание «Заслуженного коллектива» ко многому обязывает и, чтобы ему соответствовать, надо усердно трудиться.
Ирина Владимировна – человек на своём месте, погруженный в любимую профессию. Ее трудовой стаж балетмейстера насчитывает уже более двадцати лет. Путь в прекрасный мир танца начался, можно сказать – обычно, так же, как у её воспитанников. Родители в семь лет привели Ирину в «Образцовый танцевальный коллектив» города Лесозаводска. Профессионально танцам училась в институте искусств в Хабаровске. В трудовой книжке Ирины Мохнач всего три учётные записи, не считая благодарностей. Ее первое место работы – творческая-молодежная студия «Дебют» ЦДТ в родном Лесозаводске. Вторая – Школа искусств Спасска-Дальнего, где она работала преподавателем хореографического отделения. И, наконец, третья – балетмейстер дворца культуры химиков в Дальнегорске.
– Мы переехали сюда с супругом в 2011 году, – рассказывает Ирина Владимировна, – мне очень понравились здешние живописные места – сопки, море. Знакомство с Дворцом культуры химиков началось с того, что я привела старшую дочь в танцевальный коллектив Татьяны Лютовой. Мы с ней сблизились на почве профессиональных интересов. Вскоре я начала работать у неё педагогом-репетитором и обратила внимание на творческий потенциал ансамбля. Тогда в арсенале побед танцевального коллектива имелись завоеванные «гран-при», лауреатство первой степени Всероссийских и международных конкурсов.
«Я предложила Татьяне побороться за звание Заслуженного коллектива, – рассказывает Ирина Владимировна, – И сообща у нас получилось. Ансамбль «Новое поколение» в декабре 2015 года получил высокое звание Заслуженного коллектива Приморского края».
Слова Ирины Мохнач хочется дополнить тем, что Дворец культуры «Химик», а именно творческий коллектив «Нового поколения» с некоторых пор стал центром притяжения молодёжи. В ансамбле репетируют не только учащиеся школ города, но и студенты Дальнегорского индустриально-технологического колледжа, рабочая молодежь. Можно задаться вопросом – чем привлекательны народные танцы, а это основное танцевальное направление ансамбля, для юношей и девушек, заточенных на современные ИТ-технологии? Ответ понятен на фольклорные танцы можно посмотреть с точки зрения просветительской. По словам руководителя Ирины Мохнач, ей не интересны танцы ради танцев. В танцевальном номере по её мнению, должна прослеживаться история, сюжетная линия. Наилучшим выразителем человеческих чувств и личных историй является народный танец. Молодёжь устала от цифровизации и на ниве искусства тянется к народным традициям, и вековым обычаям, к родовым корням. Сегодня – это важное направление современной культуры.
Юноши «Нового поколения» в калейдоскопе хореографии народных танцев предпочтение отдают танцам казаков с саблями, нагайками, в которых проявляется вся удаль молодецкая. Сейчас многие люди считают, что танец казаков – это необыкновенный пример мужественности, силы, проворности, натренированности воинов, поэтому они сложны в исполнении. И Ирина Мохнач добивается от воспитанников отточенности каждого хореографического движения: быстрый шаг, резкие взмахи руками и ногами, кружения вокруг своей оси, различные трюки с оружием, что делает танцы особенно яркими и зрелищными.
Доминантами в репертуарном плане «Нового поколения» выделяются две танцевальные композиции. Первая из них – казачий танец «Ай, да». Хореографическую стилистику танца разработала сама Ирина Мохнач. Взяв за основу интересный обычай казаков, связанный с трепетным отношением к головному убору – папахе.
– Папаха для казака – это не просто шапка, – рассказывает Ирина Владимировна, – папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. У казаков ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи – это шашка и папаха. Снимать папаху разрешено только в особых случаях. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама «воспитывает» человека, заставляя его «не гнуть спины». У казаков была традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход. Все эти исторические сведения о традициях казаков я рассказываю ребятам, чтобы они прониклись материалом и могли в танце воплотить хореографический замысел. Танец «Ай, да» нам принёс успех в 2019 году на Всероссийском конкурсе «Весна священная», на котором мы стали серебряными призёрами. Конкурс был организован командой известной балерины Илзе Лиепа. Я же, как хореограф, была отмечена специальным призом, за лучшую балетмейстерскую работу.
Тот конкурс для руководителя ансамбля и её воспитанников стал знаковым. В сопернической борьбе сошлись четырнадцать танцевальных коллективов из Сибири и Дальнего Востока. Дух захватывало и выступление на Приморской сцене легендарного Мариинского театра оперы и балета во Владивостоке. И запоминающийся мастер-класс, который проводила для юных танцоров Илзе Лиепа.
Другой танец – «У причала» – добавил в копилку побед высшую награду – гран-при в номинации народных танцев на фестивале «Казанские узоры» в столице Татарстана – Казани. Тогда ребята испытали настоящий триумф – пять членов жюри не сговариваясь, поставили десять баллов по всем пунктам оценочного листа.
Секрет заслуженного успеха лежит на поверхности – это, в первую очередь мастерство Ирины Мохнач, опыт и смелый, новаторский подход в хореографии народного танца. А также хорошая физическая подготовка танцоров, их волевой настрой, мотивация на победу.
Отметим что народные танцы для детей – это не просто красиво, а еще и полезно для их гармоничного развития. С помощью танца у них развивается ритмичность, память, мышление, внимание. Танцы придают телу гибкость и хорошую физическую форму. Дети становятся выносливыми, обретают силу мышц, осанку. Постоянные физические упражнения улучшают дыхательную и сердечно-сосудистую систему, таким образом, ребенок становится более энергичным и активным.
Ирина Владимировна своими воспитанниками очень довольна. Ей удалось создать в коллективе дружескую, по большей части, атмосферу большой семьи. Наверное, поэтому, по словам хореографа, многих из них сцена не отпускает. Ребята сюда стремятся не только в часы репетиций, но и во внеурочное время. И личные торжества – Дни рождения, календарные праздники стремятся отмечать в танцевальном коллективе. Есть свои «старожилы», например, Данил Синяков. Он шестнадцать лет занимается танцами, последние два года работал педагогом-репетитором в «Химике», помогал Ирине Владимировне с репетицией трюков в танцах с шашками. В настоящее время Данил проходит воинскую службу, через два месяца возвращается домой. И в его планах сразу же приступить к работе в танцевальном коллективе. В списке поклонников и преданных участников ансамбля следует назвать и выпускника колледжа – Ивана Павлова, Михаила Демиденко. Михаил – студент ДВФУ, но ухитряется не пропускать важные выступления коллектива. Вот и на празднование Дня победы Михаил приехал, чтобы вместе с ребятами участвовать в торжественных мероприятиях.
К тому же, ансамбль «Новое поколение» можно смело назвать «кузницей кадров» в том плане, что молодёжь, выпускаясь из ансамбля, стремится выбрать профессию, связанную с миром искусства. Поступают в ВУЗы и колледжи Хабаровска, Владивостока, Уссурийска. Нынешняя выпускница «Нового поколения» – Лена Шибаева мечтает стать балетмейстером.
Июнь не за горами, отчётный концерт – это своеобразный итог очередного творческого сезона. А впереди составление планов на будущее, покорение новых вершин в мире танца.
– В планах – получить звание Заслуженного коллектива России, – рассказывает Ирина Мохнач, – а также отработать концертные программы в поселке Каменка, куда нас приглашают на празднования Дня рыбака. В Спасске-Дальнем нас ждут на концертах, посвященных Дню строителя. С предприятием «Спасский цемент» у нас налажены давние культурные связи.
Слова Ирины Мохнач лишний раз подтверждают простую истину, что все достижения танцевального коллектива «Новое поколение» – это совместные усилия всего творческого и административного состава ДК «Химик» во главе с директором Татьяны Никифоровой и её заместителем Ульяной Демиденко, которые создают благоприятные, комфортные условия, чтобы таланты дальнегорских детей и молодёжи расцветали, создавали позитивное настроение и несли радость публике.

Ирина ВОЛОДИНА
Фото автора

Добавить комментарий