Как выбрать «правильный» йогурт
Молочные и кисломолочные продукты знакомы нам с раннего детства. Мы хорошо представляем себе вкус кефира, творога, натурального йогурта. Но все чаще в магазинах можно встретить разного рода «сырные творожки», в которых настоящим молоком и не пахнет.
Польза молочных продуктов потенциально очень велика, но она зависит как от самого продукта, так и от его качества. А также от качества исходного сырья: чем питалось животное, которое дало молоко, как это молоко хранилось, каким образом оно перерабатывалось. Например, польза пастеризованного молока очень спорна. Оно является вкусным пищевым продуктом, но биологической ценности в нем немного. А если говорить о пользе, то речь нужно вести о кисломолочных продуктах: варенец, жирный органический творог, твердый сыр и йогурты без добавок.
Тенденция последних лет – рост числа людей с непереносимостью или низкой переносимостью лактозы, аллергиями. Причиной является не только качество продуктов, а состояние здоровья в целом и желудочно-кишечного тракта многих людей в частности. На полезную микробиоту влияет, в первую очередь, уровень стресса. Поэтому есть риск неправильной усвояемости полезных кисломолочных продуктов. В таких случаях желательно пересмотреть вкусы в сторону низколактозных продуктов. Это не только продукты растительного происхождения, но и молочные продукты, такие как твердые сыры, например, маасдам; маложирные сыры, например, адыгейский, моцарелла; несоленые сыры. А также творог, но с достаточной жирностью – не менее 5%. В разряд вкусных и полезных продуктов с минимальной лактозной нагрузкой входят козьи и овечьи сыры, йогурт и творог.
Что такое ЗМЖ?
С 1 июля 2019 года молоко и молочные продукты без содержания заменителей молочного жира должны позиционироваться на прилавках предприятий торговли продовольственными товарами отдельно от другой продукции и обозначаться соответствующим образом.
Заменители молочного жира (ЗМЖ) – это преимущественно растительные жиры, которыми производитель заменяет молочный жир в продуктах питания. Это может быть пальмовое масло – наиболее дешевый субстрат, плюс оно изначально твердое, поэтому его не нужно трансформировать из жидкого состояния. Также могут использоваться рапсовое, соевое и даже оливковое масла. То есть, фактически всё, что не является животным жиром. Но проблема кроется в том, что часто эти масла низкого качества, что, безусловно, влияет на качество продукта в целом. Такие добавки, конечно, снижают лактозную нагрузку, но никак не улучшают качества. Чаще всего производитель прибегает к такой уловке, чтобы удешевить молочный продукт. Человек придет в магазин и увидит «качественный» творог за 30 рублей. Но настоящий творог столько стоить не может. Таких заменителей лучше всего избегать, поскольку мы не уверены в качестве этих масел и нам неизвестно, как производятся эти продукты.
Зачем нужна маркировка
Сейчас получила распространение тенденция маркировать подобные продукты в магазинах. Раньше основной проблемой было то, что производитель зачастую скрывал информацию о составе продукта. Таким образом, потребитель не подозревал о том, что покупает дешевый аналог натурального продукта. Так как же должны маркировать молочные продукты в магазинах и супермаркетах?
Статьями 8, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» на продавца возложена обязанность по своевременному представлению потребителю в наглядной и доступной форме необходимой и достоверной информации о товаре в целях обеспечения возможности их правильного выбора.
Торговые организации и индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно определить способы, позволяющие визуально отделить молочные, молочные составные и молокосодержащие продукты от иных пищевых продуктов при размещении (выкладке) их в торговом зале. Однако, 18 июня 2019 года Роспотребнадзором и Минпромторгом России издан совместный приказ «Об утверждении методических рекомендаций о рекомендуемых способах размещения (выкладки) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов в торговом зале или ином месте продажи, позволяющих их визуально отделить от иных пищевых продуктов, а также о рекомендуемых способах сопровождения такой продукции информационной надписью «Продукты без заменителя молочного жира».
Также рекомендовано применение цветовой дифференциации ценников в целях визуального отделения молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов. В качестве рекомендуемых способов указаны:
выкладка продуктов с применением разделителей;
выкладка продуктов с дополнительным оформлением ценников (используется цветовая маркировка ценников и информационные надписи «Продукты без заменителя молочного жира»);
выкладка продуктов с дополнительным оформлением товарных полок и ценников;
выкладка в одном низкотемпературном холодильнике.
Рекомендуемые способы сопровождения надписью «Продукты без заменителя молочного жира»:
размещение информационной надписи на «ценникодержателе» и на полосе для ценников («стопперах»);
сопровождение информационной надписью продуктовой полки (молочная продукция стоит на отдельных полках со специальной маркировкой) «Без ЗМЖ» или «Не содержит ЗМЖ».
Как же действовать покупателю, который хочет избежать покупки молочного продукта с ЗМЖ?
Во-первых, следует внимательно прочитывать наименование. Часто молочные продукты с заменителями имеют непривычные для нас названия: «творожок», «творожный продукт», «десерт», «сгущенка»… Таким образом, можно предположить, что с продуктом что-то не так.
Во-вторых, стоит рассмотреть этикетку и подробно ознакомиться с составом молочного продукта.
Татьяна ПРОЦКО,
ведущий специалист-эксперт ТО Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Дальнегорске