Яндекс.Погода
EUR ЦБ
00,0000
USD ЦБ
00,0000
  • Забыли пароль?

Забыли пароль?

Please enter your email. The password reset link will be provided in your email.
  • Вернуться и авторизоваться

«Я учу говорить детей правильно»

Светлана Николаевна Иркова, учитель русского языка и литературы, в профессиональном плане – уникальный человек. В её трудовой книжке имеется всего одна запись, внесенная при устройстве на работу. В августе 2021-го исполнится ровно сорок три года, как она трудится на одном месте, в любимой двадцать первой школе.

О Светлане Николаевне мы вспомнили не случайно, 25 мая она вместе с другими коллегами-словесниками будет отмечать профессиональный праздник – День филолога.
В переводе с греческого языка «филология» означает «любовь к слову». В самом деле, кто еще так трепетно относится к нашему словарному богатству, как не филологи?
В беседе со Светланой Николаевной выяснилось, что её выбор профессии именно учителя русского языка и литературы был предопределен с раннего детства.
«В школе мне особенно легко давались сочинения. Помню, про творчество Федора Достоевского писала, ещё и премией наградили. Наверное, это меня и воодушевило получить более глубокие знания по русской словесности. И, конечно, на выбор специальности повлияла моя семья. Наша мама с детства приучала меня и младших братьев правильно говорить, следить за речью. У нее самой была грамотная, поставленная речь. Мы очень много читали, у нас даже была семейная традиция по вечерам читать вслух. Причем, нам интересны были произведения разных жанров – от «Конька-Горбунка» Петра Ершова, увлекающего детей волшебным сюжетом, до «Поднятой целины» Михаила Шолохова. После прочтения мы обсуждали сюжеты, тем самым развивали и мышление, и кругозор», – рассказывает Светлана Иркова.
Светлана Николаевна твердо убеждена, что получила правильное воспитание, основанное на книгах, на любви к литературе, к родной речи. И когда она в классе своим ученикам декламирует наизусть стихи, отрывки из романов, повестей или сказок, ребята восторженно у нее интересуются, откуда она столько знает?! А в ответ слышат: «С детства».
Раньше книги вызывали к себе трепетное отношение. В былое время за ними выстраивались нешуточные очереди. И мама Светланы Николаевны стояла в таких очередях даже ночью, чуть ли не до утра жгли костры, дожидаясь открытия магазина, только чтобы успеть купить, например, долгожданный томик «Преступления и наказания» Достоевского, чтобы бесценная книга имелась в личной библиотеке. И родители, особенно отец, гордились тем, что их дочь поступила в Уссурийский государственный педагогический институт и получила профессию учителя.
Работа с детьми всегда трудное и хлопотное дело, а в условиях компьютерных технологий работать стало еще сложнее. По признанию Светланы Николаевны, в непростых ситуациях выручает юмор, а еще какая-то одержимость и высокая требовательность к самой себе. Учитель филологии с сорокатрехлетним стажем и себе не дает слабину, не позволяя что-то плохо делать, и от учеников добивается максимально ответственного отношения к знаниям литературы и русского языка. Тем более, что на выпускных экзаменах эти предметы сдаются самыми первыми, и это еще раз подтверждает высокую их значимость в учебном процессе.
«Своим ученикам я не устаю говорить, что от знания русского языка и литературы зависит их дальнейшая судьба. И в основном дети благодарны за мой строгий и требовательный подход. Я могу сто пятьдесят раз повторить, лишь бы ученик усвоил тему, чтобы ему было понятно, чтобы его глаза горели. Меня же не обманешь, я всегда вижу, усвоил ребенок материал или нет.
Филология – это сложный предмет. Например, чтобы сегодня поступить на филфак, надо очень хорошо постараться, иметь всесторонние знания по многим предметам, в том числе и по математике, разбираться во многих областях. На данный момент большое внимание мы уделяем разговорной речи, ведь правильно разговаривать сегодня не умеют очень многие. Поэтому для некоторых сдать экзамен, где в заданиях нужно соблюсти орфоэпические нормы, будет сложно.
Я учу своих детей всегда произносить слова правильно, и сейчас никто из них уже не говорит – «ложить», все говорят – «класть», но, главное, они понимают, где грамматические ошибки, а где речевые. Есть ребята, которые много читают, по-настоящему влюблены в литературу, и это радует. Но, к сожалению, их очень мало. На мой взгляд, сейчас растет поколение не читающее. И я твёрдо убеждена в том, что всё идет из семьи, именно в ней закладывают любовь к чтению, учат детей общаться, обсуждать прочитанные произведения. А ведь известно, как сейчас в основном поступают современные родители: дают ребенку телефон с играми, он молчит и хорошо. Как же ребенок научится излагать свои мысли вслух, не говоря уже о написании сочинения, если у него скудный словарный запас, который без чтения в принципе невозможно пополнить?
В конце года я говорю девятиклассникам: «Ребята, детство закончилось. Если хотите продолжить учебу в 10-11 классах, надо обязательно прочитать все произведения по предлагаемому списку литературы. А туда входят «Война и мир» Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского, «Тихий Дон» Шолохова и многие другие», – делится впечатлениями учитель.
Экзамен русского языка сдают устно. К серьезным испытаниям школьников начинают готовить с пятого класса. Знания должны быть на базовом уровне. По мнению педагога часов предоставлено достаточно, чтобы подготовиться к экзаменам. Самое главное, чтобы школьники читали, умели говорить грамотно, соблюдали культуру речи и меньше «сидели» в телефонах. Никакие строгие экзаменационные требования не страшны ученикам, если они подготовлены, чувствуют себя уверенными, их глаза светятся знаниями. Они тогда ничего не боятся и демонстрируют успешные результаты.
Уже 24 и 25 мая в 9 классах начинается экзаменационная пора и первыми сдают как раз русский язык и сочинение. Будем надеяться, что ученики Светланы Николаевны из школы № 21 справятся со всеми заданиями.
Опытный учитель имеет свой педагогический стиль работы, руководствуясь общеизвестным правилом, гласящим, что тяжело в учении, легко в бою. Строгостью, требовательностью и дисциплиной он добивается того, что старшеклассники с багажом знаний уверенно идут на экзамены и получают высокие баллы.
Стоит отметить, что Светлана Николаевна обладает талантом налаживать доверительные отношения с учащимися, а потому для многих своих подопечных она, как «вторая мама». Но разве может быть иначе, ведь она постоянно ведет классное руководство – берет несмышленышей-пятиклашек, а выпускает их в жизнь уже взрослыми одиннадцатиклассниками. Ученики доверяют ей свои секреты, мысли и частенько приходят к ней домой за советом: куда лучше поступать, какую профессию выбрать? А позже, после окончания учебного заведения, спрашивают, куда распределиться?
Все объясняется просто: педагог переживает за них, за их дальнейшую судьбу. А еще такое доверие со стороны ребят вызвано, наверное, тем, что им с классным руководителем интересно. Светлана Николаевна в туристических поездках посетила 17 стран мира. Ей есть, что рассказать ученикам. Вот совсем недавно ребята пристали к ней с просьбой рассказать о концлагере «Саласпилс», находившемся с 1941 по 1944 годы в Латвии. О тех волнительных моментах, которые она пережила, посетив с экскурсией концентрационный лагерь для малолетних узников, об увиденных горах детской обуви и одежды, учитель и рассказала школьникам. Вот он, наглядный пример патриотического воспитания, который демонстрирует, что Светлана Николаевна во всем остается учителем – даже из путешествий извлекает поучительные темы, интересные для её детей.
Как отличный педагог Светлана Николаевна имеет своих последователей, для которых она стала проводником в филологию. Самый показательный пример – её ученица Ирина Татарчук, сегодня она преподаватель русского языка в ДВФУ на острове Русский, другая – Анна Ерышева, преподает вьетнамский язык. Еще одна ученица преподает филологию в Южной Корее, в Сеуле.
Светлана Николаевна считает себя «пахарем на ниве образования», очень ответственным, трудолюбивым, переживающим за своих учеников. Сорок три года беспрерывного стажа в школе – лишнее подтверждение тому, что человек на своем месте и трудится по призванию. И работа с учениками доставляет обоюдное удовлетворение – что в воспитательном процессе, что в глубоком познании русского языка и литературы.

Ирина САВИЦКАЯ
Фото автора

Добавить комментарий