Самый светлый праздник в году
Только для читателей газеты «Трудовое слово» на вопросы нашего корреспондента ответил епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий. Тема нашей беседы о самом светлом празднике в году – Пасхе – Воскресении Христа.
Пасха – это великое чудо из чудес, которое не поддается объяснению. Это как святое чувство любви, которое ликованием наполняет наши сердца.
Даже маловоцерковленные люди на Пасху переживают радостные ощущения.
– Так что такое Пасха, какова история возникновения праздника?
– Само слово «Пасха» (евр. «Песах») происходит от глагола «проходить» со значением «избавлять», «щадить». Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «наименование праздника, изъяснённое правильно, – «пасха» – в переводе «прохождение» – обозначает именно то, что губитель, умерщвляя первенцев египетских, миновал дома евреев»
Пасха – это реальное историческое событие, произошедшее в Египте в XIII веке до Р. Х., когда, согласно Преданию, Ангел Господень прошел мимо окропленных кровью жертвенного ягненка еврейских домов и поразил смертью всех египетских первенцев. До пришествия Христа Пасха праздновалась как день избавления из египетского рабства и спасения от смерти.
Уже в первые годы христианства ветхозаветная Пасха была осмыслена как прообраз смерти и Воскресения Иисуса Христа. «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин 1:29). «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор 5:7). Эти слова Иоанна Крестителя и апостола Павла лучше всего выражают отношение христиан к Голгофской Жертве.
В Египте агнец был заколот для того, чтобы избавить от смерти еврейских первенцев, а Христос принес Себя в жертву, чтобы избавить от смерти все человечество. И речь здесь идет не о физической смерти, ведь люди как умирали до Христа, так умирают и сейчас, и это продлится вплоть до Его второго Пришествия в силе и славе, когда Он воскресит умерших. Но после Воскресения Христа физическая смерть уже не тупик, а дверь. Неизбежный конец любого человека становится неизбежным условием его встречи с Богом. Потому в христианстве ад и рай понимаются и как места, и как состояния человека, готового или не готового к этой встрече. Вот почему Пасха – это наиглавнейший православный праздник.
– Великий пост. В чем его смысл?
– Пост – это подготовка к чему-то. Для того, чтобы жить духовно, иметь Богообщение, иметь радость о Господе, человек воздерживается в еде, в супружеском телесном общении и более внимательно следит за своей внутренней духовной жизнью, движениями сердца, ума, старается более благочестиво, строго, духовно, нравственно жить.
Пост называется Великим, потому что он подготавливает к величайшему Празднику, торжеству из торжеств – Пасхе. Измерить величие, красоту, достоинство Пасхи невозможно. Это просто радость из радостей, торжество из торжеств. Поэтому из всех постов он самый большой, Великий, и самый строгий. Некоторые древние подвижники ничего не вкушали все 40 дней. Другие не ели первые 5 дней, а потом старались ничего не есть по средам и пятницам Великого поста.
У нас сейчас время сложное, мало духовное, много суеты, темпы, ритмы большие, поэтому поститься тяжеловато. Для новоначальных христиан допускаются различные послабления поста. Но когда у человека есть вера крепкая, любовь, надежда, старание, усердие и, главное, решимость, то поститься по всем правилам оказывается несложным.
– Что нельзя есть во время Великого поста? Нашим читателям интересно будет узнать, как поститесь Вы, Владыко? Каков Ваш постный рацион?
– Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. Во время любого поста нельзя употреблять мясо, яйца, молоко. А во время Великого поста также нельзя рыбу. Рыба разрешается только дважды за Великий пост: в день Благовещения Пресвятой Богородицы и в день Входа Господня во Иерусалим. В будние дни Великого поста не положено есть даже подсолнечное масло.
Но бывают люди больные, слабые, маловерующие, немощные духовно или физически, и поэтому Церковь в лице священнослужителей благословляет им послабление поста. Беременным и кормящим женщинам, а также детям, с благословения священника, пост также может быть значительно ослаблен.
Правда, эти послабления касаются не всех скоромных продуктов: мясо в Великий пост нельзя есть даже умирающим. Показателен пример святого Иоанна Кронштадтского. Однажды во время Великого поста он тяжело заболел, и врачи объявили, что он непременно умрет, если не прекратит есть постную пищу и не начнет есть мясо. Отец Иоанн ответил: «Я согласен (нарушить пост), но только спрошу сначала позволения своей матери». В тот же день послали письмо матери с просьбой выслать как можно скорее свое благословение сыну о разрешении принимать скоромную пищу во время поста. Ответ матери святого был таков: «Умри, но не нарушай Апостольских постановлений». Отец Иоанн встретил ответ с полным спокойствием и даже, видимо, был доволен отказом. Вскоре он выздоровел.
Что касается меня, то я ем то, что готовят в нашей трапезной при Благовещенском соборе – в будние дни без масла. Правда, есть приходится чаще двух раз в день: у меня бывает много поездок (за две недели Великого поста я уже посетил Дальнегорск, Кавалерово, Кокшаровку, Самарку и Анучино), много нагрузок, да и возраст уже почтенный, 60 лет. Поэтому стараюсь есть понемножку, но почаще. Если же жизнь у вас более спокойная, то лучше есть два раза в день.
Мой обычный постный рацион такой: супчик какой-нибудь на воде, каши, орехи, фрукты. Наши сестры Арсеньевской женской общины пекут хороший бездрожжевой хлеб, с семенами растений или с изюмом. Такой хлеб полезный и питательный. Конечно, есть много постных рецептов, и при желании можно и в Великий пост очень вкусно питаться, но у меня такой задачи нет. Морепродукты я не ем, если только в субботу или воскресенье угостят на какой-то праздник.
Бывает, что во время Великого поста я приезжаю в какое-нибудь село на престольный праздник, а там ради этого кормят рыбой.
Например, 22 марта мы ездили на престольный праздник в Кокшаровку. Вообще я заметил: чем дальше приход от цивилизации, тем более простые и искренние люди там живут и тем вкуснее там кормят. В глубинке встречают гостей с любовью, с распростертыми объятиями, и готовят очень вкусно, от души, от сердца.
– Что можно и чего нельзя делать в Великий пост?
– Великий пост – это некая переоценка жизни, переосмысление, перезагрузка. К примеру, машину надо раз в год отправлять на большой серьезный техосмотр. Бывают и внеплановые техосмотры, если что-то вдруг сломалось. Так и человек, он постоянно исповедуется, постится в среду и пятницу, какие-то другие небольшие посты. А Великий пост – это переосмысление жизни, большой духовный «техосмотр».
Нам надо потрудиться, чтобы достойно встретить Пасху, чтобы духовными очами увидеть Воскресение Христово и самому душой воскреснуть прежде воскресения тела. Когда человек строго постится, то у него бывает радостная встреча со Христом, у него настоящая, полноценная Пасха. И физически радостная – после строгого поста опять можно есть сладкую, вкусную и разнообразную пищу. И духовно радостная – он смирял себя, более внимательно следил за собой, старался исправляться. А тут Господь милостиво прощает ему все, ничто ему не помянёт, не упрекнёт и принимает его в Свои объятья, если, действительно, человек жил достойно. И бывает большая радость у человека, потому что Господь его посещает.
В Великий пост человек смотрит более внимательно за своим внутренним миром. В дни поста мы воздерживаемся не только от непостной пищи, но и от дурных поступков, мыслей, слов, меньше смотрим телевизор, а лучше вовсе отказываемся от него. Меньше ругаемся с родными и соседями, помогаем нуждающимся и взращиваем в себе добродетели. Святитель Василий Великий говорил, что пост без молитвы и сатана совершает, так как он вообще никогда ничего не ест. Но при этом он не любит Бога и борется против Него, он не хочет молиться, не хочет трудиться духовно, исправляться. Поэтому пост должен быть с молитвой, с чтением Евангелия и святоотеческой литературы, с хождением в храм, деланием сокровенных добрых дел, с милосердием, любовью и помощью нуждающимся. Я думаю, это очень хорошо, когда у человека есть такая возможность тайно и явно помогать людям, нести мир, свет, любовь, радость.
– Можно ли в Великий пост совершать обряд крещения взрослым и детям?
– Детей крестить можно и даже необходимо! А то если ребенок внезапно умрет некрещеным, он не войдет в Царствие Небесное, как сказано в Евангелии. Но нужно не просто крестить, а крестить и потом воспитывать в вере, найти хорошего, искренне верующего крестного родителя. Таинство Крещения – не юридическое примирение с Богом, не посвящение, приобщающее к какому-то сокровенному знанию. Таинство Крещения есть привитие веточки к Древу Жизни, ко Христу. Родиться заново, свыше, войти в тесное благодатное единение с Господом. Поэтому принимать Таинство Крещения можно всегда, и в Великий пост в том числе.
– Можно ли причащаться во время Великого поста?
– Я рекомендую причащаться в субботу или воскресенье каждую неделю или раз в две недели, по благословению священника.
Сейчас в Дальнегорске очень активно идет строительство храма на улице Горького. 6 мая уже будет совершена первая служба. Там будет два храма – верхний и нижний. В нижнем приделе, куда можно попасть со стороны въезда в микрорайон, будет располагаться крестильный храм и придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Настоятель храма – иерей Андрей Васякин.
Также идет реконструкция и благоукрашение храма святых Бориса и Глеба в Горелом. Храм уже обшит деревом, а иконописец Арсеньевской епархии инокиня Дарья (Муленкова) написала красивые иконы для «церковного неба». В этом храме настоятелем являюсь я, приезжаю в Дальнегорск, примерно, раз в месяц. А служащим священником является иерей Максим Макаров.
Сейчас в Дальнегорске, хоть и медленно, но идет возрождение духовной жизни, церковной жизни и благолепия церковного.
пресс-секретарь Арсеньевской
епархии Екатерина ПРИДВОРОВА
Корреспондент «ТС»
Ирина САВИЦКАЯ