Яндекс.Погода
EUR ЦБ
00,0000
USD ЦБ
00,0000
  • Забыли пароль?

Забыли пароль?

Please enter your email. The password reset link will be provided in your email.
  • Вернуться и авторизоваться
Общество 1:29 Чт, 7 ноября

5 легенд, 5 фактов: правда и вымысел о Дальнегорске

Как всегда, ко Дню города основательно готовятся все учреждения округа. Дальнегорский музейно-вставочный центр по доброй традиции проводит экскурсию по достопримечательностям. И с каждым разом удивляет своих зрителей. В этот раз темой познавательного путешествия стало «5 легенд, 5 фактов: правда и вымысел о Дальнегорске».

Впервые в этом году заведующая историческим отделом Дальнегорского музейно-выставочного центра Анна Сапелкина организовала и провела для всех желающих выездную экскурсию «5 легенд, 5 фактов: правда и вымысел о Дальнегорске» во время празднования Дня города. К слову будет отметить, с идеей этого экскурсионного маршрута Анна Сергеевна участвовала в конкурсе проектных идей для музеев Дальнего Востока и вошла в топ десять лучших.
– Идея выбрать именно мифы, предания и даже разного рода слухи о Дальнегорске пришла не случайно, – отмечает Анна Сапелкина. – Такое разнообразие легенд, какие есть у нас, больше нет ни в одном муниципалитете Приморья: и проклятая штольня, и НЛО, и даже Человек-мотылек нет-нет, да над Николаевской пещерой пролетит. А уж сколько версии о появлении Двух Братьев существует? В своем проекте я использовала исторические, мифологические, фантастические и уфологические легенды. А в формате «неформальной беседы» представила свои наработки экскурсантам.
Забегая вперед отмечу, экскурсантам очень понравилось! И содержание проекта, и форма подачи, и общая атмосфера, за что большое спасибо Анне Сапелкиной.
Стартовала экскурсия у памятника Юлию Ивановичу Бринеру.
– Напомним, сквер и памятник были открыты в 2014 году, – начала рассказ экскурсовод. – А история такова: в конце XIX века до Владивостока стали доходить слухи о том, что на севере Приморского края в долине реки Тетюхе есть выходы богатейшей серебро-свинцово-цинковой руды. Многие предпринимали попытки найти эту руду, но все они не увенчались успехом. И даже наемные китайские проводники, совершенно «случайно» постоянно терялись в пути.
И только Бринеру удалось за два мешка муки купить у китайца сведения, где находится это месторождение. В 1897 году Бринер снарядил экспедицию под руководством горного инженера Масленникова с целью разведать и застолбить месторождение, что и было выполнено. С этого времени начинается история нашего города.
Отдельной строкой в ходе экскурсии были озвучены легенды о горах округа. В частности, одной из самых высоких вершин района – сопки Сахарная Голова, или просто Сахарная. Названа она так из-за выступающих на её склонах и гребне известняковых скал, напоминающих первым переселенцам кусковой сахар. Скалы, конечно, не белые, а серые. Но всё равно светлее, чем окружающий ландшафт. Высота вершины – 875 метров над уровнем моря. Над уровнем долины, в которой расположен Дальнегорск, она возвышается более чем на 600 метров. Геологически Сахарная – это известняковый риф. Кое-где, на скалах можно обнаружить отпечатки древних моллюсков. Не верится, что когда-то эти скалы были грудами раковин. Мезозойская складчатость подняла этот пласт высоко над поверхностью, поставив на ребро. Сопка значительно возвышается над местностью, отличается острыми гранями от соседних низких и округлых вершин. Конусообразную форму горы хорошо видно, если смотреть в торец. Например, из верховьев р. Кривой. Не удивительно, что такая красивая и заметная сопка обросла городскими легендами. Например, в стародавние времена, в недрах горы китайцами разрабатывался серебряный рудник. Но случился обвал и под землёй остались замурованы десятки человек. Место посчитали проклятым…
Самая интригующая тайна – пещера Холодильник. На северном склоне недалеко от гребня, расположена пещера, в которой путь вглубь преграждает восьмиметровая ледяная пробка.
– Говорят, ледник, объёмом 160 кубометров, реликтовый, существует уже несколько тысяч лет, – продолжает Анна Сапелкина. – Спелеологи в толще льда пробивали лаз, чтобы исследовать пещеру за ледником. В результате, чтобы узнать тайны подземелий, чуть не погубили тайну ледника, который начал интенсивно таять. Хотя всестороннего споро-пыльцевого анализа биологических объектов, законсервированных в леднике, проведено не было. В-общем, Холодильник относится к важным природным объектам, имеющим научную ценность, поэтому самодеятельным туристам нужно относиться к посещению пещеры ответственно. Ещё здесь есть пещера Зимняя и пещера Осиное Гнездо. В последней люди побывали недавно, хотя её вход был известен уже давно. Дело в том, что вход расположен посреди отвесной скалы, и добраться туда можно лишь с альпинистским снаряжением.
Еще одна интересная легенда – Два брата. Вот что можно узнать из книги краеведа Виктора Татарникова «Историческая сказка о людях каменного века из пещеры Чёртовы ворота, рассказанная автору Агатом».
«Было это очень давно, когда на реке жило всего одно племя в большом стойбище. Во главе племени был мудрый вождь, которого все любили и уважали за силу и справедливость. И было у него три сына: старший был ленивым и неповоротливым, как нерпа, и всё время проводил в стойбище; средний был ловким и добычливым охотником на всяких зверей и птиц; младший всегда приносил с реки много пойманной им в сети рыбы, которая как будто сама стремилась попасть туда.
Старший сын очень завидовал своим братьям, которые не только добывали пищу для всего племени, но ещё умели делать различные орудия из кремня для охоты, костяные гарпуны и даже украшения из красивых камней для девушек, которые были влюблены в юношей. Его же никто в племени не любил, кроме матушки и отца. Подрастали сыновья, а вождь старел, и пришло время, когда он почувствовал приближение смерти. Позвал он своих сыновей и сказал: «Тебе, старший, по обычаям племени я передаю свою власть, делай добро людям и не обижай братьев, а вы его во всём слушайтесь». Сказал он прощальные слова и умер.
Старший сын начал править племенем, но всё у него получалось плохо, и всем он был недоволен и стал раздражителен и зол. Ему казалось, что все ему завидуют, а более удачливые и любимые всеми братья хотят забрать у него власть. Затаил он на них кровную обиду, и созрел у него зловещий план избавиться от них: заманить их подальше от стойбища и убить. Уговорил он братьев сплавать на лодке к морю и поохотиться на морского зверя – жирных нерп. Приплыли они к морю, пристали к берегу, и старший брат предложил подняться на высокую скалу и посмотреть сверху, чтобы увидеть, где греются на камнях нерпы. Поднялись братья по крутому склону, подошли к краю обрыва, и тут старший брат, стоявший сзади, резко толкнул их в спины, и полетели они вниз с огромной высоты и скрылись в морской пучине. Злобно захохотал от радости убийца, да так громко и пронзительно, что задрожала скала, и часть её, где он стоял, обрушилась вместе с ним в морской прибой.
Ждали в стойбище братьев несколько дней и искали везде: на реке, в лесу, в горах, но их нигде не было. Тогда поплыли охотники-следопыты по реке, на берегу моря нашли лодку пропавших, поднялись по тропе на скалу, откуда увидели, что следы обрываются у края обрыва, и поняли, что все погибли. Старшего брата никто не любил, и его смерть никого не тронула, а гибель младших, любимых всеми, опечалила всех. Вдруг один из охотников показал рукой вдаль и закричал: «Я вижу двух людей у костра, рядом с каменным гротом!» Охотники побежали вниз и скоро поняли, что у костра сидят два брата, те, кого они только что оплакивали. Вид у них был очень измождённый, одежда была порвана и висела клочьями. Видно, трудно им пришлось в эти дни. Когда радость встречи стихла, братья рассказали, что с ними случилось. После того как старший брат столкнул их с обрыва, они, погрузившись в воду, на некоторое время перестали что-либо ощущать и очнулись уже на горбатых спинах каких-то крупных морских животных, которые стремительно неслись по водной глади к берегу. Вероятно, сам Хозяин моря прислал им своих помощников. Когда берег был близко, братья спрыгнули со спин своих спасителей и побрели к скалистому берегу, где виднелось тёмное отверстие небольшой пещерки. Уже вечерело, хотелось спать. Братьям удалось с помощью деревянных палочек и сухой морской травы добыть огонь. Они развели у входа в грот большой костёр, легли на каменный пол и мгновенно уснули. Утром их разбудили первые лучики солнца. Они нашли на берегу несколько съедобных раковин, утолили голод и стали думать, что же им делать дальше.

Сначала братья обратились к Хозяину моря с благодарностью за своё чудесное спасение. Потом решили походить поискать старшего брата: вдруг он тоже спасся и ищет их. Хоть он их не любил и сбросил со скалы, всё равно это был их родной брат и они его очень жалели. Несколько дней поисков были напрасны: нигде не было никаких следов. Они уже собирались возвращаться домой, когда увидели, что к ним бегут люди.
Прошло несколько лет, братья хорошо и справедливо правили стойбищем, женились на красивых девушках, у них родились дети. Все были довольны и счастливы. Но вот однажды на море случился большой шторм, огромные волны накатывали на берег, сверкали молнии и раздавались раскаты грома. Когда всё стихло и люди пришли туда, то увидели, что в море, недалеко от берега, где в скале был грот, из воды поднялись две высокие остроконечные скалы. В народе их стали называть «Два Брата» в память о спасении двух братьев из стойбища на реке, и с тех пор рыболовы всегда подплывают к этим скалам, оставляют дары и просят у Хозяина моря помощи. И хорошим людям всегда бывает удача».
Еще одна легенда о Двух Братьях опубликована в книге писателя, краеведа Евгения Сюсюркина «Золотой водопад: были и небыли».
«…Давным-давно это было. Ещё до того, как предки моего прадеда со Стенькой Разиным за Каспий ходили, потом в бурлаки попали, а уж с Волги – сюда, на край земли Русской. Тут и жить стали, тут и сказание это услышали. Как мне его передали, так и я сказывать буду. Ну так вот.
Жили на берегу океана великого, тёплого, восточного два брата – Иван-охотник да Степан-плотник. Жили ни бедно, ни богато, еды хватало, и лишнее не пропадало. Иван-охотник зверя в Уссурийской тайге промышлял, шкуры звериные да меха соболиные добывал. Степан-плотник, умелый работник, тоже без дела не сидел, в поселении своём дальнегорном избы землякам ставил, колодцы рубил, лодки мастерил. Этим на хлеб-соль зарабатывал. Иногда в море ходили братья, рыбу окуня да красную нерку ловили, улов домой привозили. И была у двух братьев сестра-красавица, Марьюшкой звали. Она-то и вела хозяйство братьев своих. И надо сказать, любили братья сестру больше собственной жизни. Так в любви да согласии, в заботах о хлебе насущном жили они, горя не знаючи. Да недолго та жизнь счастливая длилась.
Ветер-гонец принёс с отрогов Седого хребта страшную весть: дракон двуглавый, смерти не знающий, опять выкупа требует. А надо сказать, каждый год он забирал в жёны самую красивую девушку поселения. А если не будет исполнено его желание, спустится дракон с Седого хребта и огнём одной головы сожжёт дотла долину плодородную вместе с людьми и поселением. А потом ветром-ураганом другой головы развеет пепел по таёжным урманам да морским просторам. Да… Не знали тогда люди такой силы, чтобы выступила супротив дракона. И платили они дорогую дань много лет подряд. Каждый год по весне снаряжали они лодку долблёную, тополевую, убирали её цветами полевыми, садили в неё девицу-красавицу и поднимали на лодке парус шёлковый. Тянули лодку бечевой два крепких юноши. Тянули, опустив головы, не смея глаз поднять. И то сказать, тяжкий путь предстоял им – тянуть лодку до ворот-створов каменных. А там, из ворот тех узких, вырывался горный ветер, надувал до звона парус и уносил лодку вверх по реке, супротив течения. Исчезала лодка с девицей за семью поворотами, далеко в горах. И никто больше той девушки не видел и ничего о ней не слышал. Немало храбрых молодцев пытались проникнуть ворота-створы, сразиться с драконом поганым, да так и не возвращались назад.
Не зря в народе говорят: «Сила солому ломит». Вот то-то и оно. Долго ли, нет ли платили дань дракону, никто не знает. Когда плачут – слезинок не считают. Но пришла очередь наряжать-отправлять в путь неведомый Марьюшку, любимую сестру Ивана да Степана. Лодку снарядили, цветами полевыми убрали, парус шёлковый поставили, бечеву крепкую с лямками широкими для братьев привязали. Повели Марьюшку к лодке. Идет она, слезами горючими обливается. Где слезинка на землю упадёт, там пион-цветок вырастает…
Дотянули братья лодку с сестрой любимой до ворот-створов каменных. А как стала Марьюшка с братьями прощаться, навек расставаться, не выдержали братья. Говорит Иван, старший брат:
– Не пустим мы тебя одну. Вместе с тобой в лодку сядем, спрячемся и поплывём во владения змея лютого.
– Верно! – говорит Степан.
– Хватит ему, треклятому, горе-дань собирать, людей обижать. Померяемся силами в смертном бою. Может, и сложим мы головы наши, но не посрамим чести.
– Только успели братья принять решение да придумать план, как из ворот-створов каменных вырвался ветер, верный слуга дракона.
Заскрипела мачта, наполнился парус, и помчалась лодка с сестрой да братьями к владениям драконовым. Плывут они вверх по реке, вперёд зорко смотрят, щиты на оборон держат, мечи к бою приготовили. Знали братья, на что пошли, на что решились. Очень любили они свою сестру Марьюшку и жизнь за неё положить не жалели. Гонит ветер лодку тополевую вверх по реке. Уж шесть поворотов проплыли… А за седьмым вдруг открылась перед ними долина сказочная, вся в багульнике розовом. Прямо от реки на гору высокую к замку драконову ведёт лестница беломраморная. У той лестницы перила широкие, площадки, беседки резные. По бокам, в золотых вазонах, растут сосны да кедры, такие маленькие, что шишки меньше головки булавочной. Только подошла лодка к лестнице, как вдруг потерял парус ветер, обвис, и остановилась она, словно якорь бросила. Из пещер-конур, что по бокам лестницы были, вышли два тигра уссурийских, огромных, страшных. Оскалили они пасти зубастые, стали по бокам и повели Марьюшку вверх по лестнице к замку дракона Сихотэ-Алинского. Прячась, поднимались вслед за сестрой и братья. И уж так высоко оказались, что орлы ниже их парили, облака внизу дождём проливались.
Наконец очутились они на площадке около храма. Стоял тот храм на краю скалы чёрной. И было из этого храма только два выхода: один вниз, в бездну глубокую, другой – вверх, в чертоги дракона. Стоит Марьюшка ни жива ни мертва на площадке чёрной, над бездной страшной. Только и давало ей силы, что братья где-то рядом. И братья готовы за сестру жизнь положить, да им тоже ждать не мёд, когда не известно, что дальше будет… Вдруг из-под купола самой высокой башни драконьего замка сорвалась птица великих размеров. Сделала круг и уселась аккурат напротив сова – не сова, только всё в ней птичье, а голова женщины. Но ещё больше удивилась она, когда птица заговорила:
– Слушай меня, девица, слушай меня, красавица. Слушай, меня, птицу вещую, старую да мудрую. Не противься желанию и воле твоего господина и повелителя дракона, смерти не знающего. Покорись ему, стань рабой-женой, ласковой да послушной. И будут тогда тебе в награду богатства несметные. Ну а коли не покоришься ему, ждёт тебя смерть неминучая. Выйдет Медведь-гора и столкнёт тебя вниз со скалы в бездну глубокую. И никто на свете не узнает, что жизни в неволе ты предпочла смерть. Здесь некому ценить подвиги людей. Тут Марьюшка на хитрость пошла. Спрашивает:
– Расскажи мне, птица вещая, коль соглашусь я стать рабой-женой дракона, долго ли мне придётся смерти его ждать, чтобы снова вольной стать. Ведь и у смерти не знающего должна быть смерть
– Есть, есть у дракона смерть, да не дано её найти никому. Смерть его на две части разделена, на две жемчужины. И каждая из них – третий глаз драконьих голов. А бессмертие его оттого, что кто отрубит одну голову дракона – тотчас каменеет и не может срубить вторую. Было уж так! Многие храбрые богатыри пытались сразиться с драконом, да только в камень превращались. Вон их сколько по берегам реки стоит – храбрых да безымянных. Сама видела, пока сюда плыла.
– Спасибо, птица вещая, за твой правдивый рассказ, – говорит Марьюшка. – А теперь лети за Медведем-горой. Пусть проводит меня к выходу, а к какому – только ему скажу.
– Хорошо, девица-умница! Хорошо, красавица. Спешу-лечу Медведя-гору звать, тебя провожать. Смотри, не ошибись, ласковая, не упусти своего счастья! – захохотала птица и улетела.
Между тем стали братья Иван да Степан совет держать, как им злого дракона одолеть. Только решили-сговорились, глядь, идёт Медведь-гора. На задние лапы поднялся – в пять раз выше братьев оказался. Да только не испугались братья. Выхватили богатыри острые мечи, выставили вперёд медные щиты, заслонили собой Марьюшку и начали с Медведем-горой биться. Долго бились, но одолели. Не успели с Медведем-горой расправиться, напали на них тигры-стражники, чтобы не дать братьям уйти. Да только и в этой битве не посрамились братья. Стали тесно плечом к плечу, и снова закипел страшный бой. Трудно было Ивану да Степану, но нашли они силы и одолели тигров. Сбросили их вниз в ущелье бездонное. Только гром по горам прокатился. Услышал это дракон поганый, выглянул из замка и видит: убегает вниз по лестнице девушка красоты неписаной. Тут дракон не выдержал, стал выползать из замка своего, чтобы догнать и наказать непокорную. А братья только того и ждали. Как только вылез дракон, забил по бокам тяжёлым свинцовым хвостом с серебряным наконечником, так и бросились к нему братья. В этом наконечнике главная сила дракона хранилась. Не долго думая, начали братья его меч сечь. Дракон взмахнет хвостом – горы рушатся. Мечи братьев притупились от битвы жаркой. Наконец изловчился Степан и, только дракон занёс серебряный наконечник над Иваном, рубанул мечом, что в двух руках держал, и покатилась драконова сила вниз со скалы, как гулкий колокол! Бросились братья к реке, бегут за чудовищем один с правой стороны, другой с левой. Рубят дракону лапы свинцовые, чтобы не догнал он сестру их, Марьюшку. Да не тут-то было!
Лишь у самого моря нагнали его братья. Сжёг дракон по пути падь плодородную, вот-вот спалит и поселение. Некогда было раздумывать братьям, когда увидели они, как гибнут люди в огне, как на месте человеческого жилья остаётся голая выжженная земля.
– Прощай, братка, прощай, сестра, – прошептал тогда Иван-охотник. – Живите, люди, счастливо! – И со всей силы опустил свой тяжёлый меч на огнедышащую голову дракона.
Упала она к ногам Ивана. В миг окаменел он.
– Так не жить же тебе, идолище поганое! – прокричал Степан-плотник. – Прощай, сестра любимая, прощайте, люди! Живите в радости… Со свистом рассёк воздух его боевой меч, и вторая голова дракона упала наземь. И Степан окаменел. Укатились мутные жемчужные глаза дракона в море, и не стало на земле его чёрной силы. Глянула сестра на застывших братьев, бросилась на скалистый мыс, что далеко в море вдавался. Помочь бы, да чем поможешь? Слышат братья голос сестры, стоят рядышком в синем море, а ответить не могут. Да, видно, не зря в народе говорят: «Глуби моря не высушить, горю сердца не вымучить». Так Марьюшка и приходила каждый день на тот мыс. Придёт, сядет, горюет. Рассказывает, что помнят люди братьев, пожертвовавших собой ради их счастья…
– Дедушка, это ты о тех скалах, которые Два Брата называются? – О тех самых, Юранька. А напротив этих скал есть мыс. Раньше его называли Марьин мыс.
– А я видел, дедушка, Двух Братьев, и Марьин мыс видел! Там ещё маяк стоит.
– Верно, внучек, верно.
«Хорошо тому добро делать, кто добро помнит». Помнят и люди о двух братьях, остались от тех времён названия: Медведь-гора, Горелая падь, Тигровые ключи. Там, где братья дракону свинцовый хвост обрубили с серебряным наконечником, нашли геологи руду – свинец да серебро, а там, где братья свинцовые лапы дракону отсекли, – свинцовые рудники открыли. Пока их семь по берегам реки, но дай время – и восьмая драконья лапа отыщется.
– Я вот всё думаю, дедушка, конечно, это сказка, но ведь люди-то такие есть? Или были?
– И были, и есть. Есть люди, кому людское счастье дороже собственного…»
И еще одна легенда о Золотой бохайке. Как известно из истории народов Приморья, на нынешней территории Дальнегорского и Кавалеровского районов в 7-9 веках (с 698 по 926 гг.) располагалась одна из 15 областей, называемая Тели, существовавшего тогда здесь Бохайского государства. К настоящему времени практически по всему Приморью, в том числе и на территории нашего района, выявлены и изучены многие поселения, города-крепости бохайцев. Следует отметить их высокую плотность расположения вблизи побережья Японского моря и по долинам крупных рек, таких как Зеркальная с крупными притоками в Кавалеровском районе, Рудная, Кривая, Монастырка и другие в Дальнегорском округе. Здесь обнаружен и изучен целый ряд бохайских стоянок.
– После недавнего моего ознакомления с очередным бохайским городищем, расположенным недалеко от Ново-Монастырского полиметаллического месторождения (бывший 3-й Советский рудник), – продолжает Анна Саплкина, – которое было выявлено еще в начале 60-х годов и осмотрено тогда известным археологом А. Окладниковым, а совсем недавно изученным дальнегорским археологом В. Татарниковым, и найденного мною там фрагмента какого-то бохайского изделия из меди (не исключено, что с золотом), в моей памяти вновь всплыла легенда о забытой бохайке, рассказанная мне в 1967 году А.Р. Раубо. одним из старейших поселенцев Монастырки-Эстонки-Мономахова-Тетюхе. Он же эту легенду узнал от своего отца, а тому, в свою очередь, рассказали старики – не то тазы, не то китайцы, проживавшие тогда в устье реки Кривой.
Суть легенды такова. В начале 10 века на бохайские поселения с юга-запада и запада периодически совершали разрушительные набеги хорошо вооруженные мобильные отряды киданей. И вот одному из приближенных к высокому киданьскому военачальнику, прослышавшему о том, что в окрестностях этих поселений имеются месторождения руд с золотом, пришла мысль об откупе бохайцев. Он предложил бохайцам добыть два пуда золота и отлить из него бюст своего высокого военачальника и к следующему приходу киданей преподнести ему этот бюст.
Отцы города, бохайцы, посоветовались между собой, поговорили с рудознатцами– рудокопами, мастером– литейщиком и согласились с предложением киданина.
Как известно, в старину всякое ремесло было фамильным и переходило от отца к сыну и так далее. В ближайший же теплый сезон бохайские рудознатцы-рудокопы добыли из коренных месторождений и россыпей два пуда золота и передали мастеру-литейщику. Он же был и художник-скульптор. Но случилось непредвиденное: отец-мастер внезапно заболел и умер. Отливку золотого бюста киданьского военачальника должен был осуществить его сын. Но, увы, сын скульптора-литейщика в это время влюбился в девушку – бохайку из соседнего поселения и в порыве страстных чувств вместо киданьского сурена (вождя) отлил бюст своей возлюбленной.
Через некоторое время бохайские сторожевые посты известили горожан о приближении вооруженных отрядов киданей. Об этом услышал и влюбленный мастер. Предвидя печальное развитие ситуации, он схватил золотую бохайку и убежал в ближайшие сопки, где спрятал ее под одной из приметных скал.
Вошедшие в город кидани, не увидев золотой скульптуры, жестоко расправились с бохайцами: сожгли дотла все, что горело, а пойманного влюбленного мастера разрубили своими острыми мечами и сожгли в огне его плавильной печи.
Шли века, менялись народы, события, менялась история. Бохайцев сменили кидане, а их -чжурчжени. Трагическая же история золотой бохайки всегда оставалась живой и передавалась из уст в уста, от племени к племени, от народа к народу. Из века в век. И люди, проживавшие вблизи от места описанных трагических событий, на протяжении последнего тысячелетия пытались много раз отыскать легендарную золотую бохайку в окрестных горах…»
Как было сказано выше, экскурсия получилась очень познавательной. Помимо легенд, можно было узнать информацию о становлении Дальнегорска, историях названий улиц, микрорайонов и много всего интересного. Об этом мы расскажем чуть позже. А сейчас напоминаем, что музей организует разные выездные и пешеходные экскурсии. Подробнее о них – на сайте: dalmuseum.ru. А записаться или уточнить детали можно по телефону: 3-29-92.

Инна РАХУБА

Добавить комментарий