21 марта – День работников бытового обслуживания населения
Ежегодно, с 1988 года этот праздник отмечается в третье воскресенье марта как отдельный профессиональный. Сфера бытового обслуживания населения является одной из социально-значимых отраслей в жизни жителей нашего городского округа.
В наши дни ассортимент товаров и услуг представлен в широком спектре, однако, несмотря на многообразие представленных в магазинах всевозможных моделей платьев, брюк, костюмов и верхней одежды, мы не можем отказаться от индивидуального пошива одежды, и идем в ателье. В прежние годы услуги ателье по пошиву одежды были очень востребованы и открывались в каждом микрорайоне, а кое-где и не по одному. Сейчас настали другие времена, ателье можно по пальцам перечесть и все, как правило – вновь открывшиеся.
Одним из старейших предприятий, сохранившимся со времен «застоя», является ателье на улице Химиков в г. Дальнегорске, а его бессменной заведующей, руководящей коллективом на протяжении нескольких десятилетий, остается Надежда Ивановна Казарен.
– В профессию пришла молодой девчонкой, получив после школы профессиональное образование по специальности «швея», работала в ателье в г. Кирсанов Тамбовской области. Меня приметила заведующая и, видя мою активность и работоспособность, посоветовала пойти учиться в техникум. Я так и сделала. Получив диплом технолога швейного производства, приехала в Дальнегорск, работала в ателье «Силуэт» диспетчером. Отработав пять лет, 28 февраля 1982 года, когда в новом микрорайоне Химиков открылось это ателье, я была назначена заведующей. Моим наставником стала главный инженер предприятия Любовь Ефимовна Исаева. Она была требовательным руководителем, но вместе с тем, всегда могла дать дельный совет, помочь решить проблему и оказать всяческую моральную поддержку мне, молодой заведующей. Вот уже сорок лет являюсь руководителем ателье. Много воды утекло за эти годы. Не скажу, что всегда все было легко. Даже в годы стабильности, я имею в виду советское время, приходилось проявлять все свои деловые качества, чтобы обеспечивать бесперебойную работу предприятия. Спектр предоставляемых ателье услуг был довольно широк: мы принимали заказы на пошив легкого женского платья, шили блузы, костюмы, пальто. Предприятие «РПУ БОН» (районное производственное управление бытового обслуживания населения) насчитывало более двух десятков ателье не только по пошиву одежды, но и таких изделий, как обувь, трикотаж. Были цех ритуальных услуг, ювелирные и часовые мастерские. Производственное объединение, где каждое предприятие имело свой план. Нам вменялось в обязанности, согласно плану, реализовать изделия из трикотажа, обувь, матрасы и т. д. Чтобы рабочие и я вместе с ними получали зарплату и премиальные, приходилось организовывать выездную торговлю. Кроме того, мы принимали в ремонт обувь и изделия для химчистки, затем развозили их по специализированым мастерским. Выезжали не только в села Дальнегорского района, но и соседних районов. План делали всегда, были на хорошем счету. Это приветствовалось руководством и при распределении тканей, меха, фурнитуры учитывалось – нам давали возможность работать без сбоев. Ведь какие примешь материалы, такие и заказы получишь от заказчиков, – рассказывает Надежда Ивановна.
– Услуги предприятий РПУ БОН предоставлялись качественные, – продолжает она. – В условиях социалистического соревнования коллектив предприятия не раз занимал призовые места на общероссийских конкурсах и в соревнованиях с соседними районами. Но и это было не главное. У людей был общий настрой на хорошую работу. Наши услуги были востребованы населением. Все помнят закройщиков высшего класса: Ларису Плохих, Прасковью Ивановну Смаглову. Недавно поздравляли с юбилеем нашу швею Валентину Ивановну Кривонос. Надо сказать, тогда руководители крупных градообразующих предприятий проявляли к нам, бытовикам, внимание и заботу, курировали нас и снабжали. Например, все оборудование ателье было приобретено «Бором»: швейные машины, раскройные столы, приспособления для утюжки изделий и т.д. Считалось, что если микрорайон выстроен для работников «химии», значит, инфраструктура для них должна быть на должном уровне. Нам помогали в реализации выездной торговли, транспортировке тканей и готовых изделий. Понятно, что в ателье не было своего транспорта, но по любой моей просьбе они шли навстречу, в общем, жили по-соседски. Вспоминаю об этих людях с благодарностью и теплотой.
В канун праздника хочу поздравить всех бывших работников службы быта, пожелать крепкого здоровья, благополучия им и их семьям. Хорошего вам праздничного настроения и успехов во всем, дорогие коллеги!
Светлана Владимировна Маслова, председатель Совета ветеранов Службы быта присоединилась к поздравлению и сообщила:
– Мы не должны утратить связи и активно участвовать во всех мероприятиях совета ветеранов РПУ БОН. Приглашаю всех желающих зарегистрироваться, кто еще этого не сделал, и обращаться по всем вопросам ко мне по телефону 8-951-006-85-53.
Ирина БЫЧКО
Фото автора