Яндекс.Погода
EUR ЦБ
00,0000
USD ЦБ
00,0000
  • Забыли пароль?

Забыли пароль?

Please enter your email. The password reset link will be provided in your email.
  • Вернуться и авторизоваться

Трубный путь

Когда стоишь рядом с пульповодом, сквозь стальные стенки трубы доносится глухое шуршание – это перекачивается пульпа с фабрики. И ты слышишь удивительный саундтрек технологического процесса, начатого на подземных горизонтах «Николаевки» или «Южного». Беспрерывным потоком, в кузовах самосвалов или в думпкарах железнодорожного состава, руда поступает на ЦОФ. Отдаёт металл – и пустая, выжатая, перемолотая в песок, откачивается на Садовый. Днём и ночью, круглый год крутятся могучие насосы, перебрасывая «хвосты» за высокую дамбу. Шуршит, щёлкает, плещет пульпа, заключённая в трубы, озвучивая простенький гимн, хвалебную оду усилиям горняков, водителей и машинистов, инженеров и обогатителей – всего коллектива «Дальполиметалла».

Правда, увидеть пульповод не так-то просто – издавна трубы прокладывали в стороне от жилья. По берегам Кедровки и Рудной, вдоль рудовозной дороги «Бора», под сопками. Глухие места.
И тем удивительней замечать напряжённую работу по всей нитке трубопровода – решено проложить новый пульповод по всей трассе от ЦОФ до ПНС-2, а это 8 250 метров! Пожалуй, работы такого размаха не велись на предприятии лет сорок.
Впрочем, и хвостохранилище менялось трижды. Англичане в 20-х годах поступали проще некуда – хвосты с фабрики сливали неподалеку, в котлован. Сейчас на его месте разбит сквер, стоят жилые пятиэтажки и работает «Примсоцбанк». После войны пульпу откачивали в хвостохранилище на правом берегу Рудной, напротив Горбуши. А в середине 70-х поднялась дамба на Садовом. И всё это время пульповод удлинялся и удлинялся, достигнув к настоящему времени протяжённости в 13,5 км (включая отрезок трубопровода между ПНС-2 и ПНС-3). Но вот пришла пора оставить его в резерве, проложив новый.
Укладку ведут совместно работники ИП Грицюс, ЦОФ, ЦРМЦ, ЦТТ и РСЦ. На пульповоде работает техника «Дальполиметалла» – 40-тонный автокран, экскаваторы Volvo и Kobelco, бульдозер Caterpillar и самосвал MAN. Специалисты прокладывают путь, расчищая и планируя трассу, ведут все подготовительные работы. Предприятие закупило партию бетонных блоков (около 100 штук), а силами ремонтно-строительного цеха было изготовлено ещё 300. По словам начальника РСЦ Д.Климанского, 100 из них – обычного типа, а 200 – со специальными выемками под трубы.
Стоит отметить, что и сам монтаж пульповода ведётся не только с привязкой по местности, но и с учётом ограничений водоохранной зоны. Трубы (причём, новые, не б/у) используются стандартные, 377 мм в поперечнике, но со стенками разной толщины – 10, 12, 16 мм. В особо ответственных местах, скажем, вдоль Рудной, монтируются трубы с самыми толстыми стенками.
Надо сказать, что ритм на монтаже жёсткий – разгрузка, укладка, подгонка, сварка… И кран опускает следующую трубу. «Вира! Майна!» И снова дрожит ослепительный фиолетовый «зайчик»…
Время поджимает – пульповод должен быть готов до зимних холодов – но работы не сбавляют напряжения. Объект сдадут в срок.
…Бросаешь взгляд с моста, что напротив отдела кадров «Дальполиметалла», и удивляешься переменам. Тарахтит генератор, сварщик в робе нахохлился на трубе, взрыкивает грузовик – пульповод протягивают в самом «тёмном» месте – под мостом и перекрытиями, поверх которых шумит скверик. Смотришь, и понимаешь, что нет ничего невозможного. Нужно только поставить перед собою цель – и добиваться её. Пройдёт совсем немного времени, и работники ЦОФ смогут поздравить друг друга: «С новым годом! С новым пульповодом!»

Валерий БОЛЬШАКОВ

Добавить комментарий