Яндекс.Погода
EUR ЦБ
00,0000
USD ЦБ
00,0000
  • Забыли пароль?

Забыли пароль?

Please enter your email. The password reset link will be provided in your email.
  • Вернуться и авторизоваться
Общество 12:00 Чт, 4 августа

Великий комбинатор

Уже стало хорошим тоном к месту и не к месту упоминать великого инноватора Илона Маска, недавно запустившего в космос электромобиль «Тесла» (!). Маска щелкают папарацци, газетные заголовки вопят: «Илон покоряет мир! Будь, как Илон!»

Либералы всех мастей укоряют отечественных предпринимателей – видите, мол, какой продвинутый олигарх? Какая, вообще, прогрессивная эта Америка? А если разобраться?
Говорят, что Илон Маск уже подарил миру копеечные многоразовые ракеты, повсеместный спутниковый суперинтернет, сверхзвуковой поезд-гиперлуп в вакуумной трубе и (только что) подземный туннельный троллейбус, гоняющий со скоростью 200 километров в час, а уже в 2024 году в полёт будет отправлен первый грузовой марсианский корабль. Ожидается, что многоразовая ракетная система Space-X BFR будет способна совершать межпланетные путешествия, а «билет до Марса» обойдётся в 5-6 миллионов долларов. В дальнейшем на Марсе можно будет построить стеклянные купола и электростанции. После появления инфраструктуры на Красной планете – цитируем Маска – «начнётся предпринимательский бум, потому что Марсу понадобится всё, начиная от литейных цехов и заканчивая пиццей».
Мечтать не запретишь, вот только на пути к марсианским пиццериям есть некоторые трудности. Можно их даже перечислить. Мы зануды, нам несложно.
Например:
1) у планеты Марс отсутствует магнитное поле. Это значит, что поверхность планеты беззащитна перед жёстким радиационным излучением Солнца. Защита экипажей будущих длительных космических миссий от радиации по-прежнему остаётся проблемой, далёкой от практического решения.
2) атмосфера планеты Марс содержит совершенно ничтожное количество кислорода, а погода даже на экваторе антарктическая (+20 днём, -60 ночью). Так что посадить там семена – столь же практично, как отправить красную «Теслу» в глубины Солнечной системы под музыку Боуи.
3) проекты купольных поселений, предлагавшиеся на Земле последние лет пятьдесят, до сих пор нигде не реализованы (даже там, где они бы очень пригодились, например, на северных приисках). При столкновении с реальностью прожекты эти порождают дикое количество проблем, решить которые пока никому на практике не удалось.
4) нынешние запуски ракет «Фалькон» на околоземные орбиты обходятся заказчикам Маска примерно в 90 миллионов долларов штука. Должно произойти что-то очень интересное, чтобы корабль, покрывающий в миллион раз большее расстояние, чем «фальконы», внезапно начал стоить в 18 раз дешевле.
С другой стороны, как пишут комментаторы в соцсетях, «ведь худо-бедно у него получается воплощать обещанное. Я бы не был так пессимистичен. Может, не в 2024 году, может, не за пять миллионов, но есть подозрения, что таки запустит…» Блогеру вторит сам Маск (от скромности этот товарищ не умрет точно): «Когда я говорю о чем-то, это обязательно случается. Не всегда по расписанию, но все же случается».
И вот об этом действительно стоит поговорить.
Штука вся вот в чём. В реальности всё, что Маском выполнено, то не прорыв, а всё, что прорыв, – не выполнено. Пока, конечно.
На самом деле, уважаемые читатели, нет никакого гиперлупа (вагонов-капсул на магнитной подвеске, несущихся со скоростью 1200 км/час по стальным трубам, в которых поддерживается вакуум) – спустя десять лет и 200 миллионов привлечённых долларов есть только макет дизайна капсулы гиперлупа, представленный недавно в Дубае. В макете можно посидеть и сделать «себяшку».
На самом деле нет никакого подземного троллейбуса – есть только высококачественные компьютерные ролики, показывающие, как этот супертроллейбус спускается на лифте в мегатоннель и мчит вперёд. Кстати, и никаких мегатоннелей тоже не видать.
Нету, и пока не предвидится космического интернета от Маска. Да и дешевых ракет что-то не заметно. Как уже было сказано выше, заказчикам масковы «Фальконы» обходятся на уровне или чуть дороже российских «Союзов».
Имеются, правда, картинно самосажающиеся первые ступени «Фальконов», известные как многоразовые. Но, во-первых, никто до сих пор не в курсе, как глубоко эту многоразовость приходится восстанавливать после каждого запуска. А во-вторых – никто не знает, сколько это стоит.
Имеются также электромобили от Маска и солнечные панели от Маска. Но мы никак не можем назвать их прорывными. Потому что если бы они были столь прорывны, то какого чёрта США недавно влупили пошлины на ввоз китайских солнечных панелей? И почему подняты в десять раз пошлины также и на ввоз китайских электромобилей?
И последнее. Электромобиль, даже такой навороченный, как «Тесла», далеко не новое слово в технике. Это всего лишь способ передела рынка, забитого автомобилями. Конкурировать с «Тойотой» или «Фордом» тяжко, зато в электросегменте автотранспортных средств можно быть первым, приманив покупателей экологичностью. Дескать, пересаживайтесь на чистый электромобиль, берегущий природу!
Вот только это ни что иное, как красиво упакованная ложь. Электромобиль, правда, не дымит перегаром, но заряжается-то он от сети, а ток подаётся с ТЭС, сжигающих уголь и мазут. И чем больше мистер Маск продаст своих электрокаров, тем гуще будут тучи дыма и гари, извергаемые трубами электростанций.
Впрочем, мы не ставили перед собой задачу развенчать Илона Маска, чрезмерно возносимого пиарщиками. Нам просто хотелось, чтобы читатели поменьше слушали хвалебные оды, а почаще пользовались мудрым советом, запечатлённым и в Библии, и в Коране: «Судите не по словам их, а по делам».

Валерий БОЛЬШАКОВ

Добавить комментарий