Об образовании в округе
В последнее время система образования округа переживает небывалый строительный бум. Новый облик и внутреннее содержание приобретают детские сады и школы.

Так, две недели назад после капитального ремонта торжественно открылась школа № 3 в селе Рудная Пристань, до 15 августа планируется завершение работ в 5-й и 21-й школах. По объективным причинам возникли проблемы с 8-й школой, но они решаются главой на уровне губернатора. Все проекты глобальные и дорогостоящие. На ремонт четырех школ выделено порядка 450 миллионов рублей. Вместе с тем у специалистов вызывает опасение демографическая ситуация в округе – ежегодное сокращение числа воспитанников детских садов и учеников общеобразовательных учреждений. Причем такая тенденция наблюдается не только в округе, но и во многих регионах страны. Чтобы найти экономический баланс со стороны местных, краевых и федеральных властей разработан ряд мер, который позволит не утонуть школе в финансовых проблемах и при этом обеспечит детям качественное и современное образование. Обо всех аспектах данного вопроса – в разговоре с начальником Управления образования администрации Дальнегорского округа Сергеем Ильиновым.
– Для повышения качества образовательных услуг и увеличения зарплат воспитателей и преподавателей, сеть образовательных учреждений должна стать более рациональной, – рассказывает Сергей Ильинов. – Такое решение было принято на федеральном уровне несколько лет назад, и вся страна перешла на новые финансово-экономические механизмы, которые основаны на принципах нормативного подушевого финансирования.
Данная схема открытая и прозрачная. Она предполагает: чем больше детей учится в школе, тем больше средств она получает. Чем больше средств, тем больше возможностей для развития учреждения. В этом году на систему образования нашего округа выделено более 1,3 миллиарда рублей. Вдумайтесь в эту цифру: 1,3 миллиарда рублей! Однако уже сейчас становится понятно: данных денежных средств недостаточно. Почему? Ответ очень прост. В последние годы наблюдается значительное снижение численности учащихся в школах. Сегодня за партами «грызут гранит науки» 4293 ученика. Для сравнения: в 2017 году эта цифра составляла 4674 ребенка. То есть ежегодно мы теряем по 3-4 класса.
Конечно, свою роль сыграла демографическая ситуация. Но тенденция усиливается не только за счет снижения рождаемости, а еще и за счет того, что в последнее время государство взяло курс на развитие среднего профессионального образования. Яркий пример: в 2024 году в Дальнегорском округе после 9 класса выпустились 436 человек, а в 10-й пошли только 156. Стоит учесть и проводимый в пяти регионах страны эксперимент, где для поступления в колледж после 9 класса необходимо сдавать основные государственные экзамены только по двум предметам, в то время как для продолжения учебы в 10-м классе требуется проходить итоговые испытания по 4-м. Думаю, результат будет ясен заранее.
В дошкольных образовательных учреждениях ситуация не лучше. В 2017 году сады посещали 2 288 детей, сейчас – всего 1 647. При этом количество детских садов с 2017 года сократилось всего на одну единицу (было 15, стало 14). Освободившееся здание детского сада № 8 передано в краевую собственность: сегодня в нем работает Дальнегорский филиал учебно-методического центра военно-патриотического воспитания «Авангард». Здесь проводятся учебные сборы по основам военной службы для учеников 10-х классов общеобразовательных организаций северных территорий края.
Что касается школ, несмотря на значительное уменьшение числа учеников, количество образовательных учреждений сократилось всего на одну единицу и носило чисто юридический характер: из двух учреждений сделали одно. При этом каждое из них продолжает функционировать на своём месте, оказывая качественные образовательные услуги, но за счёт объединения высвободились финансовые средства, которые ранее тратились на содержание управленческого аппарата.
– Расскажите подробнее.
– Вот смотрите: сегодня в Дальнегорском округе вместе с Центром детского творчества работают 26 образовательных учреждений. Это 26 директоров, столько же заместителей по учебно-воспитательной работе, финансово-экономической деятельности и так далее. Получается более сотни управленческих кадров. Безусловно, они нужны. Но если школа загружена полностью, и работа этих специалистов оправдана – это одно. А когда в школе остается считанное количество детей – это совсем другое. Могу привести конкретный пример. В прошлом году прошла реорганизация муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Гимназия «Исток» путем присоединения к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя образовательная школа № 21». Если в 21-й школе ученики едва помещались, то гимназия была заполнена лишь на треть своей проектной мощности. Присоединение и консолидация ресурсов позволили качественно улучшить образовательный процесс, увеличить охват детей дополнительным образованием за счет бюджета, снизить нагрузку на педагогов «дефицитных» специальностей.
Также данная мера способствует увеличению штатного расписания для привлечения в учебные заведения узких специалистов: логопедов, дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, работа которых крайне важна. В частности, логопедов. По результатам проведенного анализа выпуска подготовительных групп детских садов в прошлом году выявлен очень тревожный факт – порядка 75% детей имеют проблемы с задержкой или нарушениями речи, им требуется вмешательство логопеда. Пока позволить себе такого специалиста, к сожалению, могут не все детские сады. Реорганизация учреждений поможет решить кадровую проблему.
Сейчас уже очевидно, что шаг по объединению школы №21 и гимназии был сделан верно. Создание одного юридического лица позволило оптимизировать расходы на управленческие процедуры и привлечь больше средств на образовательную деятельность. При этом для педагогов, учащихся и их родителей ситуация не изменилась: все дети продолжают обучаться в своих зданиях и классах, у своих же учителей.
– Сергей Петрович, такая же реорганизация предполагалась и в школе № 16 Тайги?
– Да. В небольшом селе Краснореченском сегодня работают две школы – № 5 и 16. При этом образовательные учреждения существенно различаются. Летом будет закончен капитальный ремонт здания школы № 5. Первого сентября дети придут в новую, современную, уютную школу, оснащенную по последнему слову техники (только на закупку нового оборудования по программе модернизации выделено 9,5 миллионов рублей). Школа № 5 всегда была на хорошем счету, а теперь ребятам предоставятся дополнительные возможности для получения качественного учебного процесса и развития во внеурочное время. Буквально в нескольких километрах находится школа № 16, где и физическое состояние здания, и материально-техническая база оставляют желать лучшего, как и наполняемость учебного учреждения. Сегодня здесь учатся всего 69 ребят. Первоклашек всего четверо. Как это не прискорбно, но, по большому счету, перспектив у школы нет: учеников очень мало, но много учителей и административного аппарата. Львиная часть выделенного финансирования на образование детей идет на заработную плату педагогам. При этом в школе нет возможности качественно обучаться физике, химии, биологии, так как нет соответствующего оборудования. Думаю, родителям не стоит объяснять, насколько это важно – где и в каких условиях будет учиться и развиваться ребенок, какое образование получит, с какими знаниями подойдет к итоговым экзаменам, какую оценку получит и сможет ли в дальнейшем претендовать на достойную профессию.
– При выборе, где учиться их детям, многие родители учеников школы № 16 сетуют на удаленность школы № 5 от Тайги. Этот можно как-то решить?
– Конечно. Сейчас в Тайге учатся дети из Краснореченского и Дальнегорска. В Краснореченском – из Тайги. В общем, вариантов очень много, и каждый родитель сам определяет, где и в каких условиях будет учиться его ребенок. Для удобства школьников есть возможность организовать подвоз. Для этого есть школьные автобусы, обученные водители, прошедшие специальную подготовку. Система очень проста – пришел ребенок на остановку, сел в теплый, чистый автобус, за 15 минут доехал до школы, зашел в отремонтированное, красивое здание, отучился, поел в хорошей столовой и на автобусе вернулся домой. Подвоз детей к месту учебы и обратно – давно распространенная и удобная практика. К примеру, школьный автобус привозит детей из Мономахово и Рудной Пристани в школу № 12 с. Сержантово. Ежедневно более тридцати ребят из Дальнегорска приезжают учиться в Краснореченскую школу-интернат. Автобус собирает детей по всему городу, начиная с Горького.
В первую очередь должны несколько раз подумать родители: какими они хотят видеть своих детей, насколько успешны они будут в будущем, ведь ни для кого не секрет, что уровень конкуренции в образовательной системе сейчас крайне высок.
– Сергей Петрович, давайте вернемся к возможной реорганизации школы № 16.
– Вы правильно отметили: ни к закрытию, ни к ликвидации, а к реорганизации. По большому счету – это объединение двух школ под одно юридическое лицо, которое затронет лишь отдельные управленческие процессы. Будут пересмотрены только административные ресурсы. Стоит отметить, что такая ситуация не разовое явление в нашем округе. С проблемой малой численности ребят в школах и детских садах столкнулись в Сержантово и Каменке. Объединение школ – это дальновидное решение, которое в конечном итоге скажется на их финансовом состоянии. Положительные примеры на нашей территории имеются. Подобные объединения – это уже повседневная, отработанная практика по всей стране. Содержать полупустое здание при небольшом количестве обучающихся нецелесообразно, а обеспечивать достойные условия для работы и учебы при действующем «подушевом» принципе финансирования, когда деньги идут за учеником, практически невозможно.
P.S. 5 февраля губернатор Приморского края находился в рабочей поездке в Спасске-Дальнем и Спасском районе. Олег Кожемяко посетил образовательный комплекс «Интеллект». Это большое отраслевое учреждение, включающее три школы и три детских сада. Созданный в 2022 году центр всего за три года стал опорной школой региона и вошел во Всероссийскую наставническую лигу «Школа Минпросвещения России». В настоящее время в центре воспитываются и обучаются более 1,6 тысячи человек.
Губернатор Приморья Олег Кожемяко осмотрел учебное заведение, увидел, как проходит процесс обучения и отметил, что образовательные практики Спасска-Дальнего должны взять на вооружение другие муниципалитеты Приморья.
«Это пример для всех управлений образования и муниципалитетов, как следует выстраивать работу, чтобы участие во всевозможных образовательных проектах обогащало школьную программу, чтобы дети получали удовольствие от нахождения в школе. Чтобы родители были уверены, что здесь дают важные и нужные знания. Здесь работают группы продленного дня и дополнительного образования. Дети, которые остаются, получают дополнительное питание, приходят домой с уже выученными уроками. В школе имеются профильные классы. Специализация по профессиям начинается уже с 5-го класса. Много технологических профессий, в которых дети уже ориентируются, получая знания в сферах физики, химии, биологии. Это очень востребовано», – заявил Олег Кожемяко.
Инна РАХУБА



