Сохраним православные традиции
28 июля в России отмечается День крещения Руси и День памяти равноапостольного князя Владимира. Накануне праздника мы встретились с благочинным Дальнегорского благочиния иереем Андреем (Васякиным) и побеседовали на тему исторического значения принятия в конце Х века киевским князем Владимиром Святославичем христианства в качестве государственной религии.
– Отец Андрей, напомните нашим читателям некоторые исторические факты, касающиеся принятия христианства, как государственной религии и в целом крещения русских земель.
– Нужно сказать, что православие на русские земли пришло гораздо раньше, от официальной даты отсчета – 988 года. По некоторым данным, в 860 году были крещены киевские князья Аскольд и Дир c «боярами» и некоторым количеством народа. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси. По другим источникам первое крещение на Руси произошло во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877). Также знаем равноапостольную княгиню Ольгу. Это бабушка князя Владимира, которая также приняла христианство по византийскому обряду. Когда Русь принимала крещение, то на её территории уже были православные храмы, и Русь была знакома с православной религией, так же, как и с другими религиями, которые существовали в том древнем мире, как ислам в каганате, иудаизм у хазар.
По преданию в «Повести временных лет» можно прочитать, что князь Владимир не сразу принимал решение, какой религии стать государственной.
До крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю о некоторых обрядах, которые необходимо соблюдать, Владимир отверг предложение булгар. После булгар пришли немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой. Те заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная, что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Хазары были вынуждены признаться, что у них нет своей земли: «Господь нас лишил нашей Родины». На что Владимир ответил: «Вы хотели, чтобы Господь и нас оставил без Родины?». Владимир отказался от иудаизма.
Затем на Русь прибыл византиец. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.
– Отец Андрей, а какое политическое значение для Руси имело принятия христианства?
– В то время князь Владимир выбирал религию и в политических целях. Русь находилась в состоянии междоусобных войн. Князь Владимир воевал с братьями, что приводило к человеческим жертвам. Русь была языческой, народ поклонялся Богу Грома, Богу леса, Богу солнца. Языческая религия подразумевает связь человека с природой. А Византийская империя имела уже религию в том значении, что человек соединялся с небом.
Принятие христианства послужило и политическим целям. Русь хотя и была языческой, все же являлась сильным государством в военном и экономическом плане – она находилась на торговых путях в Грецию, в Византию, была важной ключевой точкой. Христианство нужно было и для связи с другими государствами, и важной скрепой внутри государства для народа.
Некоторые источники относят крещение самого Владимира к 987 году, когда Константинополь заключает с Русью союз для подавления народного мятежа. Условием князя была рука царевны Анны, сестры императоров Василия и Константина. Тогда в разгар войны с мятежниками Владимир напал на Корсунь, ныне Херсонес, что в Крыму, в то время его территория принадлежала Византии, и овладел им, угрожая Константинополю. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира. Принимая христианство, Владимир понимал, что таким образом получает мандат от Неба, самого Бога. Здесь очень важен мистический смысл.
Князь Владимир с Анной направляются в Киев, где принимают таинство венчания и князь Владимир объявляет о том, что христианство будет государственной религией. Очень много людей пришло на Днепр принимать таинство крещения.
Некоторые неоязычники говорят, что крещение носило насильственный характер, что людей палками загоняли в Днепр. Это абсолютно не так. Да, сопротивление общества было, потому что оставались волхвы, которые были наставниками общества языческого – и Новгород сопротивлялся, и Ростов, и Тверь, и другие города. Но, тем не менее, спустя столетия люди все-таки приняли православную веру, а князь Владимир сегодня канонизирован, как равноапостольный князь.
– Какие богослужения проводятся в православных храмах в памятный день, 28 июля?
– В День памяти князя Владимира у нас совершаются праздничные богослужения, и по традиции в полдень во всех храмах звонят колокола в честь памяти величайшего события.
Слова князя Владимира – «Храни, Русь, веру православную, в ней тебе утверждение», остаются актуальными и по сей день. Потомки свято хранят веру православную. За тысячу лет христианства на российской земле сложилась наша великая культура, искусство, традиции, законодательство.
Сегодня христианские традиции – сам погибай, а товарища выручай, сидят в генах людей. И общаемся мы по христианским принципам, которые до сих пор являются скрепами нашего государства. Князь Владимир заложил этот фундамент православия, по которым государство существует. К сожалению, по этому фундаменту в современном мире бьют всякие нездоровые секты и чуждые религии. Поэтому потомкам надо бережно хранить, заповеданное нашими предками, христианство остается самым главным богатством, которое у нас имеется. И здесь, в Дальнегорске, мы продолжаем традиции, заложенные князем Владимиром, строим храмы.
В эти дни отмечается круглая дата – десятилетие Арсеньевской епархии. Пользуясь, случаем, хочу поздравить всех православных христиан с этой датой. Каждый может увидеть плоды деятельности правящего архиерея пресвященного епископа Гурия, продолжателя равноапостольного князя Владимира на земле Приморского края. Владыко Гурий возрождает некогда утраченное православное наследие. За десять лет увеличилось священство в два раза, строятся храмы. Это видно и по нашему богоспасаемому граду Дальнегорску. Сегодня мы видим, как идет реконструкция Борисоглебского храма в микрорайоне Горелое. Видим очертания настоящего храма, который долгое время располагался в помещении отделения почты. Сейчас стоит красивый храм с золотыми куполами. И мы заказали еще несколько куполов, на которые добрые люди пожертвовали свои средства. Реконструкция продолжается, согласно церковным канонам и православным традициям.
Нужно отдельно сказать о строительстве храма святого великомученика Георгия Победоносца в микрорайоне Горького, где уже выполнено 80% всех строительных работ. Храм почти готов, сейчас ведутся внутренние, отделочные работы и снаружи доделывается кирпичная кладка.
Со своей стороны мы благодарим людей, которые собирают и жертвуют свои средства на строительство храма. Мы пытаемся сохранить православные традиции, в том числе на дальнегорской земле, чтобы другие религии не вытеснили нашу христианскую веру. И после нас в храмы будут ходить наши потомки и также поддерживать добрые православные традиции.
Ирина САВИЦКАЯ
Фото автора