Водитель старой закалки
В последнее воскресенье октября отмечается профессиональный праздник – День работников автомобильного и городского пассажирского транспорта.
Автомобили незаменимы, их с каждым годом становится все больше. Сколько раз в повседневной жизни мы пользуемся транспортом, сосчитать невозможно. Вернее сказать, что мы пользуемся им постоянно: личным, общественным, грузовым, производственным. В связи с этим увеличивается и число профессий, обслуживающих автомобили. В нашей стране День автомобилиста отмечается с 1980 года.
Среди автомобилистов-профессионалов особое место занимает полезная и необходимая для общества профессия, как водитель автобуса.
В далёком 1988 году молодой водитель Юрий Леденев, приехал в Дальнегорск с целью устроиться на хорошую работу. На его малой родине – в Иркутской области транспортные предприятия на заре рыночной экономики не выдерживали конкуренции, разваливались. В его профессиональном багаже на тот момент имелось водительское удостоверение с основными категориями, а за плечами опыт работы на лесовозах, автобусах.
В ПАТО молодого водителя сразу определили на внутригородской маршрут «Горького-Приморская». Как вспоминает Юрий Дмитриевич, трудился на одном маршруте в течение шести лет. И только годы спустя, убедившись в мастерстве водителя, администрация предприятия доверила ему рейсы на Краснореченск и Рудную Пристань.
Дирекция ПАТО строго относилась к вопросам безопасности пассажиров на общественном транспорте. Каждый год водители проходили обучение и сдавали экзамены по технике безопасности, ПДД. Прежде чем Юрия Дмитриевича перевели на междугородние перевозки пассажиров, опытный водитель, с безупречной репутацией прошёл курс обучения в количестве двадцати часов с итоговой сдачей экзамена. Может быть поэтому и аварийность на дорогах с участием общественного транспорта была в разы меньше, чем в настоящее время?
– В чём секрет безаварийной работы? – спрашиваю Юрия Леденёва, – возможно, что дороги были лучшего качества, и плотность транспортных потоков была ниже, чем сейчас?
– Нет, тогда дороги были хуже, на некоторых участках асфальт просто отсутствовал. Я помню такие случаи, что когда заезжали в Спасск-Дальний, то пассажиры выходили из салона и толкали автобус, носили камни, чтобы засыпать яму на дороге, – рассказывает Юрий Леденёв.
За сорок девять лет трудового стажа, Юрий освоил многие модели автобусов: венгерские «Икарусы», автобусы отечественного автопрома – ЛАЗ и ЛиАЗ, а также – Daewoo и Hyundai южнокорейского производства.
Дорога всегда таит в себе много неизвестного, а поездки на дальние расстояния, чем славятся дальневосточные малоосвоенные просторы, полны неожиданностей. То тигр или косуля вдруг пересекут дорогу, или перевалы занесёт снегом. Был случай, когда автобус Юрия Леденёва и его напарника больше суток простоял в снежном плену. В этом случае выйти из ситуации помог опыт бывалого водителя родом из Сибири, где также на тысячу верст не встретишь ни души, а это значит, что при себе надо иметь запас продуктов, спички, котелок. Вот и на этот раз у водителей имелась газовая плитка, заварка, лапша быстрого приготовления. Своих пассажиров они поили чаем с сахаром, кормили лапшой. Конечно, такую заботу пассажиры высоко оценили и были сердечно благодарны водителям ПАТО.
Юрий Дмитриевич с особой ностальгией вспоминает, как технически грамотно был организован процесс по обслуживанию автобусного парка, насколько профессионально подготовленные ремонтные бригады трудились в цехах и ремонтных мастерских.
– К ремонту двигателей нас – водителей не допускали, – вспоминает Юрий Леденёв, – были мастера высшего класса, как в больнице – узкопрофильные. Были бригады мойщиков и перегонщиков.
Приехал водитель с рейса, загнал автобус на яму, забрал документы и отправляется домой отдыхать. Перегонщик садится в водительское кресло, проверяет на яме, если автобус не исправлен, отправляет в ремонт, если всё в порядке, то заправляет топливом и отгоняет в бокс. Утром приходишь, автобус чистенький, бак полный, у диспетчера взял путёвку и отправился в рейс.
Заблаговременно на месяц вперёд составлялись графики выхода в рейсы, было очень удобно. И я знал, какого числа выйду на маршрут, или подменюсь с напарником.
Юрий Дмитриевич с особой гордостью рассказывает, что до сих пор сохранились традиции школы водителей ПАТО. Это подтянутые, опрятные, вежливые люди с высокой долей ответственности перед пассажирами. А потому они после рейса в салоне автобуса наводят порядок, чистят, убирают. И не уйдут домой, пока не устранят техническую неисправность, чтобы к будущему рейсу автобус был готов по первому требованию.
Можно с уверенностью сказать, что работа водителя автобуса — одна из самых напряженных профессий и требует от них определённых качеств – сосредоточенности, стрессоустойчивости. Человек за рулем подвержен экстремальным нагрузкам на организм. Водитель автобуса должен обладать колоссальным вниманием, поскольку в ходе своей работы ему приходится контролировать одновременно ситуацию на дороге и действия пассажиров внутри салона автобуса.
Вот и получается, что стать водителем сложно, но быть настоящим водителем – еще сложнее.
Поздравляем всех водителей городского округа с профессиональным праздником.
Зеленого света, ровных дорог и безаварийных поездок!
Надежда МЕЛЬНИК
Фото автора