Яндекс.Погода
EUR ЦБ
00,0000
USD ЦБ
00,0000
  • Забыли пароль?

Забыли пароль?

Please enter your email. The password reset link will be provided in your email.
  • Вернуться и авторизоваться
Дата в календаре 12:00 Чт, 10 августа

Строитель – это звучит гордо!

Настоящий строитель заслуженно гордится своей профессией. То, что им построено, – живет веками, это дважды память о вас, строителях. Профессия строителя никогда не будет уничтожена, ведь пока живет человечество, она востребована, по-иному не может быть.

В сегодняшнем материале речь пойдет о таком человеке, отдавшем всю свою жизнь любимой профессии – Лопатине Юрии Васильевиче. Именно он и его соподвижники дали начало всему, что построено в Дальнегорске и в Приморье, в целом.

Как все начиналось

Юношей, только что окончившем строительный техникум в Барнауле, он по распределению, вместе со своим другом Володей Федотовым прибыл в п. Тетюхе в далеком 1952 году.

– Я – алтайский человек. 25 августа 1952 года мы с Владимиром высадились на Р. Пристани с парохода, другого транспортного сообщения не было, ведь дорог не было совсем… А с Р. Пристани можно было доехать до Тетюхе только в пассажирском вагончике поезда, возившего руду. Глухая тайга, отсутствие электричества, не было ничего. А надо было построить производственные цеха и жилье. Но мы были молоды, полны оптимизма и свято верили в то, что все сможем и все преодолеем, – начал свой рассказ Юрий Васильевич. – Да и фамилия у меня, что ни на есть, самая строительная, – Лопатин, – смеется он.
– Пошли трудовые будни, приходилось нелегко. Я был распределен в п. Краснореченский на строительство обогатительной фабрики. Моим первым начальником и наставником стал Тахтаров Александр Николаевич, прекрасный специалист и замечательный человек, в последствии он стал управляющим Трестом ДМС. Он меня, вчерашнего студента, научил всему, что знал сам, мне очень повезло, что в моей жизни был такой человек. А трудностей хватало. Представьте, жили в общежитии, на работу добирались на вахтовках к 7-ми часам, а работали до 19 часов, вместо 17-ти, так как у меня в распоряжении (я был мастером на участке), были заключенные, отбывавшие наказание на стройке и у них был такой рабочий день, а значит, и у меня. По 70 человек были бригады, каждому нужно дать задание. Сказать, что было трудно – ничего не сказать. Тяжело было. Зэки есть зэки. Но и это не все. У нас на производство приезжали переселенцы со всех регионов страны, «вербованные». Это были люди, прошедшие все тяготы войны, многие из них жили в условиях оккупации. У них был своеобразный подход к работе. Мало того, что большей частью они не смогли окончить даже начальную школу, о том, чтобы иметь строительную специальность и речи не шло, они требовали высокой оплаты, выплаты «подъемных» и комфортных условий проживания. Любили выпить. А каким может быть работник, с вечера крепко выпивший? Никаким. Долго они не задерживались, максимум на полгода. Получат «подъемные», пропьют все, что заработали и только их и видели. Приезжают новые, опять их обучать нужно. Первые годы число убывших на строительство равнялось числу прибывших. Этой болезнью переболели все стройки, созданные вдали от цивилизации. Когда стали принимать на работу местных жителей, стало легче, они становились кадровыми строителями, – рассказывает Юрий Васильевич. – Особенно тяжело было в сезон распутицы. Представьте, подошла машина с бетоном, ее нужно тащить наверх трактором, иначе она не могла подняться. Нас, работников ИТР на этом участке было 18: пришлют выпускников из техникума или института, они поработают полгода и уезжают.
Отдаленность от краевого центра, упразднение дальневосточных льгот свели на нет приток людей на добровольных началах в Приморский край, те же, кто направлялись ранее, покидали стройку, устраивались рыбаками, моряками, где заработки были намного выше. Хотя жилищные, бытовые и социальные условия и организация труда на стройках были не хуже, чем в престижных отраслях народного хозяйства. Но речь идет о периоде конца 60-х – и начале 70-х. А в 50-х ничего этого не было, ни профессиональных строителей, получивших основы знаний хотя бы в ПТУ, ни хороших зарплат, ни условий проживания.

Кадры решают все

И действительно, кадры решали все. Что ни говорите, если есть грамотный специалист, который еще и ответственный руководитель, готовый решать все вопросы, дело идет, как надо. В 1960 году во Владивостоке был создан Главк, который определял программу капитального строительства, руководил работами по всему краю. В Дальнегорске, который тогда назывался поселком городского типа Тетюхе, был создан «Дальметаллургстрой» – строительное управление, задачами которого было не только возведение всевозможных производственных и жилищных объектов района, но и в других районах. Ордена Трудового Красного знамени трест «Дальметаллургстрой» в состав Главвладивостокстроя вошел 28 января 1963 года. Управляющими трестом работали: Болтовский И.М., Омельченко Т.Л., Тахтаров А.Н., Бахтеев А.В., Котляров Б.Г., Павлущенко Б.А., Коваленко А.И., Долгополов В.Е., Баранов Г.Ю.
Трест «Дальметаллургстрой» – общестроительный. Именно его работники построили все самые значимые объекты: горно-металлургические и химические комбинаты «Сихали» (с 1972 г. – «Дальполиметалл»), Кавалеровский оловодобывающий, Приморский вольфрамовый, Горно-химический (с 1972 г. производственное объединение «Бор»), Лермонтовское вольфрамовое РЭП, Новомихайловский канифольно-экстракционный завод. В комплексе шло строительство двух совхозов молочного направления – Дальнегорский и Горнореченский. Трестом были построены рабочие поселки городского типа – Кавалерово, Восток-2 и Тетюхе.
Стройки начинали свою жизнь в тайге, в абсолютно необжитых местах, в 250 км от железной дороги, при полном отсутствии автодорог и линии электропередачи.
Такое географическое положение строек предопределило подходы к организации и управлению строительством. Трест ДМС начал в первую очередь строить шоссейную грунтовую дорогу Варфоломеевка – Тетюхе протяженностью 280 км. Автодорога проходила вдали от сел и поселков, по дремучему лесу и крайне пересеченной местности: высокие горы с крутыми подъемами и спусками, множеством маленьких ручейков и больших рек. Искусственных сооружений на трассе насчитывалось 335 единиц. Зимой строителей сопровождали 40-градусные морозы, а летом обжигала мошка. За два года, несмотря на все трудности, дорога была построена, одновременно с ней была создана строительная база: карьеры щебня, цеха лесопиления и столярные в Тетюхе и Кавалерово, в короткие сроки построены Гореловский кирпичный завод мощностью 5 млн шт. в год и Краснореченский леспромхоз. В Тетюхе и Кавалерово были построены временные жилые поселки из сборных деревянных щитов, способных принять 2800-3000 строителей.
Бульдозеры, тракторы, краны, автомобили, оборудование, техматериалы на стройки поступали в достаточном количестве, но и-за низкой квалификации механизаторов, часто выходили из строя. В первые годы становления ДМС сложно формировался корпус инженерно-технических работников. Это сказывалось на уровне организации труда, качестве строительно-монтажных работ, затягивались сроки строительства.
В конце 1965 года произошло разделение территории Тетюхинского района, второй ее частью стал Кавалеровский со своими органами местного управления. Поделились и строительные объекты.
В январе 1968 года было начато строительство грунтовой автодороги «Рощино – Восток-2», столь необходимую для строительство будущего вольфрамового комбината. Расстояние между селами насчитывало всего каких-то 104 км, но что это были за километры!
Первопроходцам пришлось очень нелегко. Группа людей на вездеходе в сопровождении бульдозера с санным прицепом, на котором разместили бочки с горючим, пилы «Дружба», палатки, продовольствие, по вершинам и склонам сопок шла к цели. В полдень, на третий день, как рассказывали участники этого похода, поезд припарковался к левому притоку реки Иман. Группа прибыла на место строительства. Будущий комбинат должен был вырасти в распадке сплошного кедрового леса. 35-градусный мороз, полутораметровые сугробы и тишина сурового края встретила первопроходцев.
Геологи, открывшие месторождение вольфрамовых руд, назвали его Восток-2, в честь корабля, пилотируемого космонавтом Германом Титовым. Это название затем закрепилось за рабочим поселком, остается и поныне. Строительство комбината активно началось только после ввода в эксплуатацию автодороги, которая строилась 4 года.
Что говорить о таких сложнейших объектах, как «Бор», «ДПМ», и все рудники и фабрики. Это очень сложные в техническом отношении комплексы. Однако, инженерное обеспечение строек было на должном уровне, потому, что в тресте с годами сформировался квалифицированный корпус ИТР, который вел строительство уверенно, технически грамотно, со знанием дела. Комбинаты очередями вводились в эксплуатацию, согласно Госплану СССР. Вместе со строительством комбинатов обновлялась производственная база ДМС. Был построен завод ЖБИ по выпуску промышленного железобетона и деталей жилого дома улучшенной серии, бутощебеночный и керамзитовый цеха, комплекс Управления механизации с ремонтно–техническими мастерскими, автобаза, база УПТК, корпус управления малой механизации и т.д. Все это давало возможность оказывать набор услуг строительным управлениям, освобождая строителей от ручного труда.
Для подготовки и переподготовки кадров всех специальностей был организован учебный пункт, построено современное и столь нужное профтехучилище №25.
Для закрепления кадров трест заботился о жилищно-бытовых условиях своих сотрудников, строил собственное жилье, детские сады, пионерские лагеря, базы отдыха. Ежегодно выделялось 105-120 новых квартир сотрудникам ДМС. Был построен пионерский лагерь, стадион «Строитель», спортзал, прекрасный профилакторий на 50 мест круглогодичного действия. С 1970 года текучесть кадров стала самой низкой по краю. Уровень экономики и жизни в Дальнегорском и Кавалеровском районах стали достаточно высокими благодаря созданному в этом регионе края мощному тресту «Дальметаллургстрой». Трест заслуженно был награжден орденом Трудового Красного Знамени, несколько раз был награжден переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС. Большая группа ИТР, рабочих и служащих награждены орденами и медалями за трудовые успехи. Среди них и наш герой рассказа Лапатин Юрий Васильевич. Он награжден Орденом Дружбы народов за своевременно сданный, в соответствии со всеми нормативами качества и планов объекта – здания Дальнегорского индустриального техникума. Кроме этого, он был награжден медалью «К 100 – летию В.И. Ленина», значками «отличник производства», «передовик производства».
26 июля Лопатину Ю.В. исполнилось 90 лет! Прекрасный юбилей. Он остается в хорошей физической форме, с прекрасной осанкой и живыми глазами, улыбчив и приветлив. Но главное, с прекрасной памятью и живостью ума, помнит фамилии всех, с кем доводилось работать, преодолевать трудности, выпавшие на долю первостроителей, без ложной скромности скажу, героев.
О себе Юрий Васильевич говорит очень мало и скромно: жил, работал, старался все делать с душой.
– Наш трест ДМС был очень большой, в нем трудилось более 5,5 тысяч человек. На местной сырьевой базе (щебень, песок, и т.д.) изготавливалось большинство необходимых для строительства материалов, обеспечивая бесперебойное строительство. В тресте насчитывалось 7 строительных управлений. Руководителями были Тахтаров А.Н. и Котляров Б.Г. Строили с размахом. Работы было много. Помню, как участвовал вместе со своими товарищами-комсомольцами, я в то время был секретарем комсомольской организации строительного Управления, в строительстве ДК «Горняк». Строили по выходным, на «субботниках». Чтобы доехать из Краснореченска, приходилось садиться в металлический кузов самосвала. Чтобы не замерзнуть, подстилали телогрейки, так и добирались до места. Девчонки, мальчишки, нам было все нипочем, ехали на субботник с песнями, работали в качестве рабочих.
Занимал должности от мастера до руководства трестом ДМС. Женился, прожил со своей супругой в любви и согласии 55 лет, жены Марии не стало 5 лет назад. Вырастили с ней двух прекрасных дочерей, которые подарили нам — внуков, одни из них погиб 11 декабря 2022 года при участии в СВО.
Совсем недавно Юрий Васильевич отметил свой славный юбилей: ему исполнилось 90 лет! Совет ветеранов ДГО поздравил юбиляра, пожелав ему всех благ. Юбиляр получил поздравления от администрации ДГО. Редакция присоединяется ко всем словам поздравления и желает долгих лет в добром здравии. Счастья и здоровья Вам, Юрий Васильевич и Вашим близким!

Ирина БЫЧКО

Добавить комментарий