На стройках города и края
Вячеслав Николаевич Терещенко в этом году отметил юбилейную дату – восьмидесятилетие. Если эту цифру поделить пополам – столько лет будет составлять трудовой стаж Ветерана труда, посвятившего профессиональную деятельность строительству объектов, раскинувшихся на просторах Приморского края. В копилке значимых объектов можно смело назвать – серный цех объединения «Бор», Спасский цементный завод, производственные объекты в Чугуевке, строительство посёлка Восток-2 в Красноармейском районе, не говоря уже о жилищном строительстве в Дальнегорске.
Рождённый в годы Великой Отечественной войны, Вячеслав Николаевич хорошо помнит основные моменты, связанные с великим событием в истории страны. Тем более что его отец Николай Андреевич Терещенко был кадровым военным.
Вячеслав Николаевич родом с плавзавода, что на Рудной Пристани. Когда-то его матушка показала ему барак, где он родился, окна, выходящие на улицу. И по признанию нашего героя, он до сих пор два раза в год посещает место своего рождения, барак стоит, люди в нём живут. Не объяснимая сила притягивает его сюда. Старожилы поселка, наверное, помнят семью Ростовцевых, дед Вячеслава Терещенко трудился бухгалтером на плавзаводе, его матушка учётчицей, а её брат был плавильщиком. И в годы войны, как и многие рабочие, жил прямо в цехе. Отец Николай Андреевич Терещенко до 1945 года служил начальником станции, отвечал за радиосвязь на маяке. И когда 8 августа 1945 года СССР объявил войну Японии, был командирован на Сахалин и Курильские острова, где принял активное участие в наступательной Маньчжурской операции. И спустя годы рассказывал сыну о самых памятных, трагических эпизодах военной операции по разгрому Квантунской армии и капитуляции Японии. В том числе, как самураи издевались и зверски убивали советских пленных. Через воспоминания отца, по признанию Вячеслава Николаевича, он до сих пор негативно относится к японскому автопрому и принципиально использует российский автомобиль – «Ладу».
– По окончании войны отец нас забрал по новому месту службы, на Курилы. Там из местного населения оставалось много японцев. Страшно было. И когда отец уходил на дежурство, он матери для защиты семьи оставлял пистолет. А 1948 год мы встречали в Совгавани. Я хорошо помню, как родители были участниками художественной самодеятельности. Война окончена, у людей радость, тогда родители очень много выступали на концертах, был такой эпизод, что мне сшили солдатскую форму и на самодельной тележке вывозили на сцену, я размахивал флажком, артисты скандировали:
– Сталинский сыночек – защитник СССР.
А в 1949 году отца направили в Севастополь, там мы прожили шесть лет. Я также помню, как в 1954 году Никита Хрущёв передал Крым Украине. Конечно, мы были не в курсе всех политических предпосылок. Но хорошо запомнил, как по радио и на улицах, все, как по команде вмиг заговорили на украинской мове, – вспоминает Вячеслав Терещенко.
После отставки отца с военной службы, семья вернулась в родную гавань, на Рудную Пристань. Вячеслав Николаевич окончил семь классов, в семье денег не хватало. И направился он учиться в горно-промышленную школу в Дальнегорске на штукатура. Десять месяцев учёбы пролетели незаметно. И вот уже самостоятельным специалистом, штукатуром пятого разряда его направили в посёлок Краснореченский на строительство горно-обогатительной фабрики и школы-интерната. А в 1961 году, на строительном участке от села Шумного до Нижних Лужков, перед сдачей в эксплуатацию линии электропередач, опоры красил и изоляторы протирал. Молодому парню всё было по плечу.
Возможно, что до самого выхода на пенсию Вячеслав Терещенко так и трудился бы в бригаде СУ-4 штукатуром-маляром. Но тут в судьбу нашего героя вмешалась служба в армии, где он овладел новой профессией. Перед призывом в армию по линии военкомата Вячеслав Николаевич шесть месяцев отучился на водительских курсах. Зарекомендовал себя ответственным и дисциплинированным курсантом, а потому был призван в ракетные войска в Забайкалье, где три года исправно служил водителем. Годы службы в Вооружённых силах не прошли даром, закалив волю и характер бойца, обогатившегося бесценным водительским опытом. За это время он в совершенстве освоил советские автомобили марки ЗИЛ – 164, КРАЗ – 219.
– В армии мне довелось служить в гарнизоне «Дружба», он назывался так, потому что первый год в нём служили в основном ребята, призванные из Армении, второй год – из Белоруссии, а третий год – из Сибири и Дальнего Востока. Дедовщины, свойственной для армейской жизни, в нашем гарнизоне не наблюдалось. Возможно, ещё потому что я за себя мог постоять, сослуживцы видели, что я двадцать шесть раз отжимал двухпудовую гирю. Кулаки у меня были увесистые, сопернику бы не поздоровилось. Мы водили тесную дружбу с белорусами, – рассказывает Вячеслав Николаевич.
Но, пожалуй, самое важное, что Вячеслав Николаевич на третьем году службы в Забайкалье, познакомился со своей будущей супругой Любовью Александровной. Полвека отработавшей воспитателем детского сада, с которой счастливо живёт с тех самых пор.
Армейский опыт пригодился, когда Вячеслав Николаевич вернулся на гражданку, на автобазу № 7. Руководство ему доверяло серьёзную технику, он как передовик производства получил новенькую машину с конвейера МАЗ – 503 для решения ответственных заданий.
Вячеслав Николаевич листает трудовую книжку, листочки которой испещрены записями – Благодарностями за добросовестный труд, как победитель социалистического соревнования, а также «В честь годовщины Великого Октября».
И сегодня Ветеран труда не даёт себе спуску, продолжает трудиться только на даче, ухаживает за растениями, снимает богатый урожай. И гордится тем, что прекрасно готовит своё фирменное блюдо – борщ с овощами, привезёнными с дачи, и угощает дочь, которая забегает к родителям на обед.
А ещё Ветеран труда активно интересуется новостями, поступающими из зоны СВО. Прожив шесть лет в Крыму, он не может оставаться безучастным к тому, что сейчас происходит, в том числе, и в Севастополе, до боли знакомых местах. Вячеслав Николаевич уверен в победе над укронацистами.
Надежда МЕЛЬНИК
Фото автора