Яндекс.Погода
EUR ЦБ
00,0000
USD ЦБ
00,0000
  • Забыли пароль?

Забыли пароль?

Please enter your email. The password reset link will be provided in your email.
  • Вернуться и авторизоваться

История Победы – история страны

Уникальный передвижной музей, размещенный в движущемся составе «Поезд Победы», отправился из Москвы с Киевского вокзала 25 апреля и прошел почти через всю страну. Поезд состоит из семнадцати вагонов. В каждом из них воссоздана историческая атмосфера. Он побывал в десятках городов, а во Владивосток прибыл 6 июня. Столица Дальнего Востока стала его 34-й остановкой. «Поезд Победы» посетил губернатор Приморского края Олег Кожемяко. Главная цель акции – приобщение к истории молодёжи и взрослых людей, чтобы они не забывали подвиг наших предков.

Постоянный автор публикаций в нашей газете пресс-секретарь Арсеньевской епархии Екатерина Придворова во время поездки к родителям в Москву посетила «Поезд Победы» лично. Вот как она рассказывает о своих впечатлениях от увиденных экспозиций, размещенных в вагонах поезда.
«Посещение экспозиции абсолютно бесплатное, но нужно зарегистрироваться на официальном сайте поездпобеды.рф. Во всех городах, куда прибывает поезд, билеты распродаются мгновенно. Но нам повезло: были свободные места на 10 утра. Думаю, это связано с тем, что попасть в 10 утра на Белорусский вокзал непросто – помимо пробок, в Москве большие расстояния.
«Поезд Победы» – это своеобразная машина времени, с помощью которой посетители погружаются в прошлое, и железнодорожный состав несет их по дорогам войны через испытания и потери — к Победе. При входе каждому посетителю выдают наушники с аудиогидом. Художественный аудиорассказ идет от лица женщины-железнодорожника Лидии. Он основан на воспоминаниях Елены Чухнюк – машиниста паровозной колонны, водившей поезда с оружием и боеприпасами к линии фронта. Однако в повествование Лидии вплетены и сотни историй других людей, переживших войну.
В начале каждого вагона нужно поднести аудиогид к определенному месту на стене, чтобы запустить следующую часть рассказа
Лидия — не просто аудиогид: это — собирательный образ поколения, юная советская девушка. Ее судьба — это судьба страны. Лидия делится воспоминаниями, опытом преодоления, опытом Победы. В каждом вагоне поезда-музея уникальная история, в которой отражены драматические события военных лет, документальные факты, судьбы и воспоминания людей.
Цвет нации
Последние часы перед войной. За окном мирная жизнь. Городской вокзал, солнечный летний день. Пассажирский вагон, в котором едут люди из разных социальных слоев, самых разных возрастов, устремлений, профессий: инженеры, пионеры, лётчики… Повседневная жизнь огромной страны, сконцентрированная в движущемся поезде. Романтика железных дорог, разговоры с соседями, пейзаж за окном. Кто эти пассажиры? Какие планы заставили их отправиться в путь? Но планам этим не суждено сбыться. Мирное время отсчитывает последние часы. 22 июня 1941 года — день, который навсегда изменит судьбы миллионов советских людей. В 12:15 по радио зазвучит речь председателя Совета народных комиссаров Молотова: «…без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы…»
Как сложилась дальнейшая судьба пассажиров плацкарта, мы можем лишь догадываться, но известно одно: следующие четыре года изменят всё навсегда.

Поезд на фронт
В каждую семью пришла война. Совсем юные мальчишки едут на фронт защищать Родину. От края и до края поднялась огромная страна. В эти дни не было человека — взрослого или ребенка, — равнодушного к судьбе своей Отчизны.
В начале вагона плачет женщина, в ней воплощен образ всех солдатских матерей. В ее слезах — предчувствие того, какие испытания предстоит пройти нашему народу, понимание того, сколько горя принесет война.
На лицах молодых людей, отправляющихся на фронт, — тревога. Впереди — неизвестность, холод надвигающейся беды. А вот первогодкам выдают солдатские медальоны. В такой медальон вкладывалась записка с указанием основных данных бойца, чтобы опознать его в случае гибели. Политрук объясняет, как его заполнять: фамилия, имя, звание, адрес семьи.

Окоп
В этой части состава остро ощущается контраст между мирным спокойным временем, которое было еще совсем недавно, и внезапно обрушившейся на страну войной, надвигающимся ужасом разлук, потерь безвременья.
Первые оборонительные операции, нехватка опыта у большинства бойцов и первые потери. Декорации иллюстрируют фрагмент линии укреплений, окопов и траншей на передовой в битве за Москву. Взятию столицы СССР Гитлер придавал огромное значение, падение города должно было продемонстрировать всему миру триумф «молниеносной войны». Советское командование уделяло особое внимание организации обороны дальних и ближних подступов к Москве: строительство оборонительных рубежей началось еще в июле, и в этих работах участвовало до 250 тысяч человек. В невероятно трудных условиях осуществлялось тыловое обеспечение войск, не хватало горючего, автотранспортных и ремонтных средств. Несмотря на это, 5 декабря 1941 года войска Красной армии перешли в контрнаступление, ставшее первым большим успехом в истории Великой Отечественной войны.

Концлагерь
Напоминание об одном из самых страшных преступлений третьего рейха — концентрационных лагерях, местах массового заточения и уничтожения людей. Узников нацистских лагерей ожидали бесчеловечные эксперименты, пытки, голод, расстрелы, газовые камеры и крематории. Все эти ужасы не может вместить человеческий разум. Но человечество должно об этом знать и помнить спустя десятилетия и века.
Аудиогид рассказывает: «Когда немцы оккупировали наш район, мой отец ушел в партизаны. Во время лесного перехода отряд попал в засаду. Отца сильно контузило. Он не любил вспоминать плен и почти никогда о нем не говорил. Видно, такое невыносимо было даже помнить. Только несколько раз мне удалось поговорить с ним по душам.
«Среди всего этого парализующего ужаса, — вспоминал отец, — были люди, похожие на сваи в речном потоке. Их было немного. Ни пытки, ни голод, ни холод, ни смогли их сломать. Конечно, почти никто из них не дожил до освобождения, но эти смельчаки подавали другим узникам пример, зажигали в них надежду и воскрешали волю. Благодаря одному из таких стойких людей, я и выжил». Он до конца жизни поминал добрым словом этого безымянного политрука».
Санитарный вагон
Забота о раненых на войне — тоже своего рода поле боя, где идет борьба за спасение человеческих жизней. Перед глазами — трагедия сильных мужчин, ставших инвалидами, трагедия молодых солдат, столкнувшихся с ужасами войны в самом начале жизненного пути. Демонстрация тяжелой, но очень важной работы медиков, их великого подвига — главная задача этой тематической зоны. Александра Киселева, медсестра военно-санитарного поезда № 312, рассказывает: «На каждую медсестру приходилось по 165 раненых. В груженый рейс практически не спали. Каждое утро — обход врача, назначения, перевязки, кормление, поддержание чистоты в вагоне. Потом писали письма под диктовку раненых, читали им вслух».
За годы войны в перевозках по эвакуации раненых было задействовано 11 863 поезда. 5 млн. человек – общее число вывезенных железнодорожным транспортом раненых и больных за всю войну.

Наука
Значителен вклад науки в Победу в Великой Отечественной войне. Труд ученых и конструкторов в предвоенные и военные годы позволил осуществить разработку первоклассных самолетов и танков, артиллерийского и стрелкового вооружения, реактивных систем залпового огня и наладить их массовое производство. Под руководством физиков Александрова и Курчатова были проведены работы по обеспечению защиты военных кораблей от магнитных мин. Конструкторскими бюро Ильюшина, Яковлева, Туполева, Лавочкина и других были созданы самолеты, обеспечившие превосходство нашей авиации в воздухе. При активном участии ученых удалось в сжатые сроки перевести промышленность на военные рельсы и наладить поточное производство боевой техники.
Труды военных медиков и микробиологов Бурденко, Сперанского, Ермольевой и других обеспечили успешное лечение раненых в полевых условиях.
Микробиолог Зинаида Ермольева изобрела первый советский пенициллин. Первый отечественный антибиотик был создан профессором Ермольевой из грибка, штамм которого был взят ею со стены одного из московских бомбоубежищ. В 1942 году появился первый советский антибактериальный препарат под названием «Крустозин», а уже в 1943-м его запустили в массовое производство.
Банно-прачечные поезда
Пятый вагон встречает экскурсантов… паром. Спецэффект помогает нам почувствовать атмосферу банно-прачечного дезинфекционного вагона. В годы войны они были важнейшим средством соблюдения санитарно-эпидемиологических норм в армии. Чистота и гигиена — основа здоровья масс, а болезни значительно ослабляют армию. В вагонах банно-прачечных поездов находились душевые кабины, сушилки, дезинфекционные камеры. Зачастую для солдат это было единственной возможностью помыться в периоды долгих походов. Также в этом вагоне посетители экспозиции впервые видят немцев: это солдаты, недавно взятые в плен под Сталинградом и приведенные в банный вагон по приказу советского командования, а среди них — генерал-фельдмаршал 6-й армии Фридрих Паулюс.
Блокада
Одна из самых трагических страниц истории Великой Отечественной войны — блокада Ленинграда. Почти на 900 дней немецко-фашистские войска отрезали город с суши. Единственное, что соединяло Ленинград с Большой землей, — это Дорога жизни. Она проходила через Ладожское озеро: летом — по воде, а зимой — по льду. На протяжении всей экспозиции нет ни одного обычного окна. Вместо них везде проекторы, видеоэкраны, интерактивные панели, панорамы боев в виртуальной реальности (VR), киносъемка исторических реконструкций, трехмерная компьютерная графика с моделями военной техники. Вот здесь, например, изображена Дорога жизни. На фото конечно не видно, но на этом экране постоянно меняется изображение – взрываются бомбы, машины уходят под лёд… Ящики с голограммой кошек, которых привозили в Ленинград ловить расплодившихся во множестве крыс. Голограмма движется, как будто там внутри настоящие кошки! Блокада Ленинграда стала самой продолжительной и самой жестокой в современной истории. От холода, голода и обстрелов погибло около 700 тысяч человек.
Бронепоезд
Ярко проявили себя во время войны бронепоезда. Одним из самых известных стал «Илья Муромец», построенный на средства железнодорожников Муромского узла в подарок Красной армии. Бронепоезд был защищён броней толщиной 20-45 миллиметров и за всю войну не получил ни одной пробоины. Он прошёл путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. За время войны бронепоезд уничтожил немецкий бронепоезд, 7 самолётов, 14 орудий и миномётных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. Победу «Илья Муромец» встретил в пятидесяти километрах от Берлина, так как разрушенный мост через Одер помешал дальнейшему пути.
Победа, возвращение домой
Это сидячий вагон, повторяющий интерьер второго вагона поезда. Весна 1945 года. 1418 дней войны позади, которые оставили не только шрамы на теле, но и глубокий след в душах людей, прошедших это страшное испытание. На фронт уходили молодые, неопытные пареньки и девушки, а возвращаются возмужавшие, уверенные в своей силе и правоте победители. А сколько не вернулось с фронтов! Сколько было погребено под слоем золы, пыли и крови! Сколько семей не дождалось своих любимых мужей, отцов, братьев и сестер!
В «окнах» этого вагон можно увидеть фигуры солдат, которые постепенно исчезают. Это память о тех, кто не пришел с войны. Но эти – возвращаются! На полустанках, станциях и вокзалах их будут встречать с цветами, слезами и оркестрами. Они возвращаются, чтобы героическими усилиями, со всем советским народом, восстанавливать разрушенную, разоренную страну.
Люди военного поколения — настоящие герои. Они не ждали почестей, наград или славы. Они просто хотели, чтобы жили мы с вами.
Поезд — это метафора жизни человека. Каждому из нас, глядя в глаза тех, кто защищал нашу Родину, стоит задуматься, для чего и как мы живем, достойно ли распоряжаемся даром, полученным от поколения победителей, — даром жизни.

Подготовила Ирина САВИЦКАЯ
Фото Екатерины Придворовой

Добавить комментарий