О детском дорожно-транспортном травматизме
С наступлением летнего периода в стране отмечается увеличение количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Рост детской дорожной аварийности в это время обусловлен рядом факторов: ребята много времени проводят на улице без присмотра взрослых, увеличивается число выездов на личных автомобилях, когда люди семьями совершают междугородние поездки, все популярней становятся современные средства передвижения – самокаты, моноколеса, гироскутеры. Но главным по-прежнему остаётся человеческий фактор.
С начала года на территории, подведомственной МО МВД РФ «Дальнегорский», зарегистрировано 11 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых пострадали 12 детей. 6 ребят получили травмы в автоавариях в качестве пассажиров, 1 пешеход, 1 велосипедист, четверо управляли мототранспортом.
В комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Дальнегорского городского округа подчеркивают: за безопасность детей в дни школьных каникул, в первую очередь, ответственны родители. Именно взрослые обязаны объяснять детям правила дорожного движения и доносить до них важность их соблюдения. Да, о правилах поведения на дороге рассказывают в школах, летних лагерях и даже детских садах, но перекладывать все на плечи учителей, воспитателей или госавтоинспекторов неправильно.
Со стороны всех органов профилактики в летний период традиционно усиливается работа среди детей и подростков. Но, уважаемые родители, помните, никакое изучение правил дорожного движения не будет эффективно, если вы на глазах у детей сами нарушаете эти правила. Ничто не имеет такой воспитательной силы, как родительский пример. К сожалению, многие об этом забывают.
Настоятельно рекомендуем заранее готовить детей к самостоятельному движению по тем маршрутам, по которым им придется передвигаться. Например, перед тем, как впервые отправить ребенка одного в магазин, пройдите с ним вместе этот маршрут, обратив его внимание на наиболее ответственные или опасные участки, напомните, что при переходе проезжей части надо убедиться в безопасности, даже если горит зеленый сигнал светофора. Это должно быть доведено до автоматизма.
Не посылайте ребенка переходить или перебегать проезжую часть впереди вас – этим вы провоцируете его пересекать дорогу, не глядя по сторонам. Его надо крепко держать за руку и быть готовым удержать при попытке вырваться, так как это распространенная причина происшествий на дороге. Не разрешайте детям играть вблизи дороги и на проезжей части.
С каждым годом все большей проблемой становится растущая популярность средств индивидуальной мобильности – электросамокатов, сегвеиев, гироскутеров, моноколес. Многие родители недооценивают их потенциальную опасность и, приобретая ребенку самокат или скутер, не объясняют ему, что это не игрушка, а средство передвижения, и недостаточно заботятся о том, чтобы объяснить правила движения на этой технике. Поэтому нередки случаи, когда дети пересекают проезжую часть на самокатах, не спешившись, как требуют правила дорожного движения, и часто попадают в ДТП. Так же часто можно встретить подростков, которые едут на одном самокате вдвоем, а то и втроем, что тоже категорически запрещено и чревато неприятностями.
С 1 марта 2023 года вступили в силу поправки к правилам дорожного движения, в которых указаны четкие требования к средствам индивидуальной мобильности. Определен возраст водителей, вес устройств, места, разрешённые для передвижения и ограничения скоростного режима. Так, дети от 7 до 14 лет могут передвигаться на СИМ по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. При этом передвижение на СИМ детей младше 7 лет должно осуществляться только в сопровождении взрослых. Подростки старше 14 лет — по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов. Но при условии, что вес устройства не превышает 35 кг. Движение лиц, использующих для передвижения СИМ, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.
Если велодорожек нет, то передвигаться на средствах индивидуальной мобильности можно и по тротуарам — с той же скоростью, что и пешеходы, причем и на тротуарах, и в пешеходных зонах пешеходы имеют приоритет: лица, управляющие СИМ, обязаны предоставить им преимущество и уступить дорогу. Пересекать проезжую часть дороги можно только по пешеходному переходу и обязательно пешком, ведя электросамокат или иное СИМ рядом.
Если нет ни велодорожки, ни тротуара, то на СИМ лицам старше 14 лет можно ехать по обочине, по краю проезжей части дороги, на которой скорость для других транспортных средств ограничена 60 км/ч. При этом устройство должно быть оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди.
Важно, чтобы родители объясняли детям, где они могут, а где им запрещено передвигаться на этой технике. И чтобы родители это контролировали. Многие родители забывают о защитной экипировке. Между тем, шлем, налокотники и наколенники не будут лишними, чем бы ребенок ни управлял — велосипедом, самокатом или просто вышел покататься на роликовых коньках.
В отличие от СИМ, для управления которыми не требуется водительского удостоверения, в соответствии с ПДД РФ мопедом разрешено управлять лицам, достигшим 16-летнего возраста, и только тем, кто прошел обучение в автошколе и получил водительское удостоверение категории «М». В противном случае при выявлении фактов управления мототранспортом несовершеннолетним водителем, он отстраняется от управления транспортным средством, транспортное средство задерживается и ставится на штрафную стоянку. Но случаи, когда несовершеннолетние без прав оказываются за рулем мопедов, нередки. И очень часто такие поездки заканчиваются плачевно. Так, уже четверо юных «водителей» попали в автоаварии. Две из последних зарегистрированы на днях. 27 июня в селе Краснореченский – Тайга несовершеннолетний не справился с управлением мопеда и совершил опрокидывание. Подросток получил различные травмы. Вечером 30 июня в районе ДК химиков 15-летний парень за рулем мотоцикла ехал с дамбы и совершил столкновение с автомобилем «Nissan Tiida», водитель которого поворачивал налево. Мальчик с открытой черепно-мозговой травмой, открытым переломом правого бедра со смещением и закрытым переломом левого предплечья со смещением госпитализирован в Дальнегорскую центральную городскую больницу.
Я призываю законных представителей (родителей, опекунов) уделить повышенное внимание безопасности несовершеннолетних. Родители несут ежедневную ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка, а также за все его правонарушения. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетнего родители могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ.
Уважаемые родители! Напоминайте о дорожных опасностях утром и вечером, сегодня и завтра, каждый день. Дорога опасна только для тех, кто не знает правил, не умеет вести себя на улице, не соблюдает дисциплины!
Вячеслав Доценко,
главный специалист – ответственный секретарь комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав Дальнегорского городского округа