Уважаемые дамы и господа!
Уважаемые коллеги!
Приветствую вас на площадке Восточного экономического форума, который уже в седьмой раз собирает во Владивостоке представителей бизнеса, государственных структур, экономистов из многих стран, в первую очередь, Азиатско- Тихоокеанского региона. Учитывая расширение экономических связей нашей страны на восточном направлении, его проведение именно здесь приобретает во всех смыслах стратегическое значение.
Государством сейчас многое делается для расширения возможностей бизнеса. При этом значимая роль в его защите отведена органам прокуратуры. Данную тему я хочу сегодня обсудить с вами в формате открытого и доверительного диалога.
Поскольку действенной мерой снижения административного давления на предпринимателей стал установленный Правительством мораторий на проверки, было важно не допустить сбоев его реализации.
В этих целях мной незамедлительно принят ряд организационных и практических мер.
Согласование всех без исключения проверок бизнеса поднято на максимально высокий уровень. Теперь эти решения вправе принимать только руководители прокуратур субъектов. Соответственно повышена и степень ответственности за нарушение запретов. К сожалению, в ряде случаев пришлось наказать нерасторопных подчиненных.
В результате последовательного и принципиального подхода доля отказов прокуроров в согласовании внеплановых проверок в этом году в целом по стране достигла 60 %, а в Дальневосточном макрорегионе отклонено три четверти соответствующих инициатив контролеров.
Под надзором прокуроров прекращены и аннулированы все плановые контрольные мероприятия в отношении объектов бизнеса, не создающих угрозу жизни и здоровья граждан. В результате, например, в регионах Дальнего Востока их число сократилось без малого в 10 раз – с 18,5 до 2 тыс.
При этом есть все основания для закрепления отмеченной позитивной динамики. Как вы знаете, на Санкт-Петербургском экономическом форуме Глава государства предложил кардинально пересмотреть правоотношения в контрольно-надзорной сфере. Полностью и навсегда отказаться от проведения большинства проверок российского бизнеса, деятельность которого не связана с высокими рисками причинения вреда.
Во исполнение данного поручения мы сейчас совместно с Минэкономразвития и аппаратом Правительства вырабатываем наиболее эффективные, приемлемые варианты избавления предпринимателей от административного давления. Непосредственно позиция прокуратуры: меньше проверок – больше пользы для экономики.
Наряду с отмеченными мерами нами совместно с органами власти и бизнес-сообществом проведена большая работа по смягчению ответственности предпринимателей.
Ее итогом стал целый ряд нововведений, закрепленных в принятых за последние полгода федеральных законах. Они позволят избежать штрафа за впервые совершенное правонарушение, ограничившись предупреждением. Отменено требование о привлечении к ответственности за одно и то же правонарушение юридического лица и его работника. Появилась возможность в течение льготного периода оплатить только половину суммы назначенного хозяйствующему субъекту штрафа.
В совокупности отмеченные меры призваны и способны обеспечить реальную поддержку бизнеса, в период любого кризиса, который, как известно, порой весьма неожиданно открывает окно возможностей для развития. И бизнес этим пользуется.
Однако очень важно, чтобы предприниматели воспользовались этим, обладали полной информацией о доступных для них видах государственной поддержки, получали быстрый и прозрачный ответ на выдвинутые ими идеи.
В связи с этим после внесения нами в Правительство предложений о совершенствовании цифровой платформы поддержки предпринимателей, Минэкономразвития детально прорабатывает шаги по их реализации. На данном ресурсе будут аккумулированы все необходимые сведения, что позволит, не выходя из офиса, подбирать и получать помощь в режиме «одного окна».
Разумеется, максимальный эффект от его внедрения возможен лишь в случае перевода большинства предоставляемых предпринимателям госуслуг в электронный формат. Это жизненно необходимо для бизнеса особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока, где расстояния между населенными пунктами порой измеряются тысячами километров. Поэтому мы средствами надзора максимально ускоряем данный процесс.
К примеру, в Якутии результатом настойчивой позиции прокуроров стала цифровизация порядка 80 % таких услуг, по остальным работа будет окончена до конца года. Контролируем данное направление и в других субъектах страны.
В целом использование современных технологий, на мой взгляд, способно позитивно влиять на бизнес-климат. В числе таких прогрессивных инструментов вижу реализацию концепции цифрового рубля. Его применение позволит упростить проведение взаимных платежей и получение мер государственной поддержки, максимально повысит объективность и прозрачность финансового контроля в отношении хозяйствующих субъектов, проще говоря, даст возможность проводить фискальные проверки вообще без визитов к проверяемым.
Отмеченные мною новации имеют приоритетное значение для экономики Дальнего Востока, опережающему развитию которого государством уделяется внимание на самом высоком уровне. В пределах компетенции прокуроры также активно участвуют в решении этой стратегической задачи.
На системной основе мы следим здесь за реализацией профильных государственных программ. К примеру, сейчас под нашим контролем Минвостокразвития выполняет план мероприятий по возведению объектов инфраструктуры на территориях с преференциальными экономическими режимами. Триггером для его подготовки Министерством стала прокурорская проверка, в результате которой кроме того конкретным инвесторам предоставлены требуемые для реализации проектов земельные участки, лицензионно-разрешительные документы, другие гарантированные льготы.
Наряду с надзорным сопровождением госпрограмм осуществляем его также в целях надлежащего обустройства на Дальнем Востоке дорожно-транспортной инфраструктуры, обеспечения логистики перемещения товаров и транспортных средств, прежде всего путем бесперебойной работы пунктов пропуска через границу.
Решение этих задач очень важно не только для Дальневосточного бизнеса, по сути, речь идет о масштабных проектах, имеющих ключевое значение для всей страны и в экономической, и в социальной сферах.
О существующих проблемах мы узнаем как в ходе надзорных проверок, так и посредством обратной связи с предпринимателями. Востребованность такого диалога подтверждает практика проведения моих личных приемов. Только в Дальневосточном федеральном округе за последние два года я провел уже три таких встречи, и каждая из них завершилась решением конкретных проблем, в ряде случаев принятием необходимых нормативных актов.
Активно используем и другие формы коммуникаций с бизнес-сообществом, в том числе деятельность межведомственных рабочих групп и общественных советов, встречи прокуроров с предпринимателями с участием кредитных учреждений, органов исполнительной власти. Хорошей, полезной традицией стало проведение Всероссийского дня приема предпринимателей. Все отмеченные формы востребованы и приносят ощутимые позитивные результаты.
Уважаемые участники форума!
Как видите, возможности оказания реальной помощи бизнес-сообществу у прокуратуры есть. И мы стремимся их максимально использовать. Скажу вам, что особенно приятно это делать, когда видишь перед собой неравнодушных, социально ответственных людей с креативными идеями по развитию своего бизнеса, своего поселка, города, всей Великой России. Еще раз повторю, мы всегда защитим добросовестный бизнес.
В заключение хочу пожелать вам интересных, полезных дискуссий на площадках мероприятия и предложить Вашему вниманию видеоролик о наиболее актуальных направлениях прокурорского надзора в сфере защиты прав предпринимателей.
Благодарю за внимание!