Яндекс.Погода
EUR ЦБ
00,0000
USD ЦБ
00,0000
  • Забыли пароль?

Забыли пароль?

Please enter your email. The password reset link will be provided in your email.
  • Вернуться и авторизоваться
ГазетаЛюди 3:57 Ср, 12 августа

Строитель – самая созидательная профессия в мире

Ветеран труда, обладатель множества почетных грамот, четырежды награжден знаком «Победитель социалистического соревнования», бригадир комплексной бригады на Всесоюзной стройке БАМ, и всё это – про Ивана Рыженко.

Иван Иванович скромно оценивает свои заслуги, карьеры не построил, а трудовой стаж накопил, работая экскаваторщиком. Но это ли важно?! Главное, что профессия помогла найти свое место в жизни, работа тяжелая, но приносила моральное и материальное удовлетворение, а потому за производственные показатели достойно отвечал своей фамилией. От бригадира до начальника стройки знали, если на объекте экипаж экскаватора Рыженко, то за план и качество работ можно не беспокоиться.
Одна из первых машин, которые появляются на любой стройке, это экскаватор – он и площадку поможет подготовить, и котлован под фундамент, и траншеи под коммуникации выкопает.
Иван Иванович вспоминает, как ему работалось на тросовом экскаваторе – строительном «трудяге» во второй половине прошлого века.
«Постоянно в мазуте, в промасленной робе, – рассказывает ветеран труда. – Техника ломалась, часто приходилось ремонтировать ходовую часть. С современными экскаваторами не сравнить, у них механизмы на гидравлике. Любого мальчишку посади за пульт управления, он справится: компьютеры, кондиционеры. Мы об этом даже не мечтали. И это понятно, технический прогресс не стоит на месте.
Иван Рыженко к главному делу своей жизни шел непростым путём.
«В Приморский край попал ребенком, когда семья переехала сюда по переселению, было нас шесть человек. Отец на фронте погиб. В 1952 году мать завербовалась в Приморский край. В Черниговской области, где мы жили, были большие налоги. И яйца, и масло надо было сдавать государству. А мать работала одна, нас шестеро, мал мала меньше. С чего ей сдавать?!
А в Приморском крае переселенцы на десять лет освобождались от налогов.
Ехали в товарном поезде, состав был длинный, переезжало много людей. Ехали 27 дней. Распределили нас в Пожарский район.
В 1953 году умер Сталин, Маленков налоги отменил. Мы потом очень жалели, что уехали, получилось, что зря. На Украине дом остался, родня.
Хотя там тоже жилось несладко. Но все же малая родина, где наши родовые корни, где дед похоронен – его бандеровцы убили. Как-то поехал он на базар, бандеровцы его встретили, побили. Дед приехал домой и умер. До 1952 года они бесчинствовали, уничтожали активистов.
Переехав в Приморье, старшие братья пошли работать, а мы в школу. Аттестат о восьмилетнем образовании я получил в вечерней школе.
Первая запись в трудовой книжке Ивана Рыженко гласит, что сначала молодой человек был бондарем. Бондарскому делу он выучился в Дальнереченском ФЗО. Ремесло – выделывать бочки и другие ёмкости из дерева – было редкое и по тем временам.
На Сахалине, куда его направили после училища, готовил тару для рыбной промышленности. После Сахалина отслужил три с половиной года в армии. И снова встал перед выбором. Но сама жизнь подсказала будущий путь. Страна развивалась гигантскими темпами, возводились заводы, жилые дома. Механизация – вот ключевое слово периода бурного развития СССР.
Иван Рыженко успешно окончил училище механизации в Дальнереченске. Поработал во Владивостоке на Дальзаводе, а в 1964 году по комсомольской путёвке от крайкома комсомола поехал в Тетюхе.
Иван Иванович вспоминает, что в таежный поселок приехал с тремя товарищами. Устроился в Управление механизации треста «Дальметаллургстрой» и со стороны сразу увидел фронт будущей работы: ни одного многоэтажного дома, несколько трехэтажек, остальное – частный сектор. И молодые строители с энтузиазмом, засучив рукава, взялись за выполнение поставленной задачи – рыть котлованы под фундаменты многоквартирных домов.
Арсенал значимых строительных объектов, где экипаж экскаватора Ивана Рыженко добивался высоких производственных показателей, наберется добрый десяток. Это и строительство водохранилищ на Горбуше и в Кавалерово, отсыпка «хвостов» для «Бора», канифольный завод в Чугуевке, там же военный объект 530, строительные объекты в Новом Уренгое…
Но самым запоминающимся оказалось строительство БАМа. Именно в холодной Сибири в полной мере проявился твердый характер Рыженко, раскрылись его незаурядные способности умелого организатора технологического процесса. В его комплексную бригаду люди просились и попадали, пройдя строгий отбор.
«В 1981 году мы с супругой и двумя сыновьями поехали на БАМ, в п. Олёкма. Был и еще один стимул – в то время купить автомобиль было очень сложно, а работа на БАМе предоставляла такую возможность.
Особо нас там не встречали. Экскаваторы поломанные стояли рядком, а мне было сказано: «Берите любой и работайте». Обошел их все, выбрал один. Месяц доводил его до ума, зато потом работал на нем три года без капитального ремонта. Постепенно начал вникать в дело, наряды оформлять. Организовалась комсомольская бригада. А условия оплаты были такие: выполнили план досрочно – сразу начислялась премия 40%, качество работ соответствует стандарту – еще 30% премии.
И люди к нам потянулись, дело пошло. Образовалась комплексная бригада: три экскаватора, четыре бульдозера, тринадцать самосвалов марки «КрАЗ» и столько же немецких «Магирусов». Грузовики были предназначены для работы в трудных климатических и дорожных условиях.
Укладка железнодорожного полотна в условиях вечной мерзлоты дело непростое: где скалы взрывали, где песок подсыпали. Опять же мосты. Бегал, искал, договаривался.
Наша комплексная бригада по условиям социалистических обязательств, взялась уложить четыре километра железнодорожного полотна. Мы справились с задачей. Позже на том месте установили символический знак с табличкой, что этот участок БАМа построен комплексной бригадой Ивана Рыженко.
Не знаю, сохранился наш знак или нет, столько времени прошло…», – вспоминает ветеран.
Несмотря на многие бытовые лишения, романтика строителей БАМа присутствовала в их жизни. С особой теплотой Иван Иванович говорит о том времени, как он познакомился с хорошими людьми. Да, жили трудно: кто в вагончиках, кто в балках. Его семье повезло, их поселили в щитовой домик. Присутствовало много позитивных моментов, в том числе и материальные стимулы, опять же снабжение было на уровне. А такого количество грибов, спелой, крупной брусники, голубики и другой таёжной ягоды он больше нигде не встречал.
Производственные победы отмечали всей бригадой, численностью около ста человек. И коллектив норовистых мужичков подчинялся ему беспрекословно.
Все строители небольшого поселка ощущали духовное единение, интернациональное братство, они были молоды и счастливы.
Иван Рыженко и его ребята из комплексной бригады хорошо потрудились. Никто не остался без автомобиля и других памятных наград.
Мы беседуем в квартире Ивана Ивановича, на журнальном столике веером разложены фотографии тех лет, почетные грамоты «Победителя социалистического соревнования», «В честь 60-летия образования СССР». Но статусная награда – орден Трудовой славы – обошла Ивана Рыженко стороной, что до сих пор у ветерана труда вызывает обиду. Сколько раз начальство выдвигало его на получение ордена, но райком партии блокировал кандидатуру Рыженко, аргументируя так: «У вас, что, коммунистов нет?!»
«А когда мой напарник Анатолий Григорьевич Чернов положил партбилет на стол, наш экипаж с той поры не получал ничего», – подытожил Иван Иванович.
Это все дела минувших дней, а сегодня ветеран труда живет спокойной, размеренной жизнью, окруженный любовью и заботой сыновей, внуков, и правнуков, которые часто его навещают. Портрет любимой правнучки стоит на видном месте, а на стенах комнаты развешаны её детские рисунки.
Прадед не убирает забавные детские каракули, хранящие воспоминания о летнем отдыхе внуков в Дальнегорске.
Ирина САВИЦКАЯ
Фото автора

Добавить комментарий