Мурачевы: из Боливии в Россию с любовью
(история одной семьи, записанная со слов Елисея Ефремовича Мурачева)
Семья Мурачевых в Приморье переселилась из Томской губернии еще в начале ХХ века, когда шло массовое переселение старообрядцев на Дальний Восток. Как и все, кто появился здесь, они проделали долгий путь, останавливаясь ненадолго в Сибири, на Амуре, в южном Приморье. Поиски лучших мест привели их на побережье Японского моря. Ранее сюда прибыла семья Басаргиных, им понравилось место. Достаточно пахотной земли, рыбная река, зверье… Вместе две эти семьи обосновали новое поселение, которое чуть позже будет названо Макарово, а ближе к нашему времени – Каменка. Изначально жили в землянках, но с первой же весны начали распахивать земли, готовить лес для строительства жилья. С возведением домов строились большие планы на долгую и стабильную жизнь в новых краях. Селение росло, приезжали единоверцы. Увеличивались площади распаханных земель, отводились участки под сенокосы, загоны для оленей, которых стали разводить по примеру единоверцев из Ольгинского района. 1917 год повлек за собой перелом власти, изменение жизни людей. В 20-х годах прошлого столетия началось массовое переселение в Сибирь и на Дальний восток «малороссов» – украинцев, белорусов, а так же русских с Поволжья, которые через всю Россию везли с собой самое ценное, что было – небогатый свой скарб и… камни для гнета при засолке овощей в бочках. Ценные на родине камни выменивались у кавказцев за горшок масла, другие продукты, а в Макарово, как оказалось, весь берег был в гладко обточенных морем камнях!
Новые власти предложили старообрядцам отдать часть уже распаханных, освоенных земель переселенцам. Как выходило – большую, местами лучшую часть. До жителей Макарово дошли слухи о коллективизации, создании коллективных хозяйств, упразднении частной собственности. Семья Мурачевых приняла решение двигаться дальше на север Приморья, подальше от происходящих преобразований. Так к середине 20-х годов Мурачевы, а с ними и Иерон Мурачев, оказались в д. Пугдо (около Единки Тернейского района). Снова строили дома, распахивали земли. Для себя и для детей. В молодой семье Иерона родились Степан и Марина. Но счастье вновь оказалось призрачным. Раскулачивание зажиточных крестьян, начатое в Центральных районах России, грозило иметь продолжение и в Приморье. Начались и гонения за веру. Двух братьев Иерона арестовали, в числе других увезли из деревни. Судьба их до сих пор неизвестна. Ждать, когда та же участь постигнет и остальных, семья не стала. В 1928 году Иерон с семьей и родственниками уплывают на теплоходе во Владивосток, а затем перебираются в Раздольный, к единоверцам. Оставаться в Приморье было опасно. В 1929 году, в числе других старообрядцев, Мурачевы переходят через границу в Китай. Как и ожидалось, здесь было спокойнее. С местными жителями конфликтов не было, давления со стороны властей тоже. Поселились в с. Кулумба, снова пахали землю. Мягкий климат позволял собирать неплохие урожаи. И охотникам сопутствовала удача, приходили с добычей.
В 1932 г. в семье Иерона появляется еще один сын – Ефрем. В 1945 году ему было уже 13 лет, когда началась русско-японская война на территории Китая. Кулумбу война не задела, но как только она закончилась, в Китае объявили однопартийную власть, и был взят курс на социалистический путь развития экономики. События стали повторяться как в России. Хотя и существовало в то время правительственное решение русское население на территории Китая не трогать, но пример коллективизации хозяйств был взят на вооружение. Ждать, когда с предложением создать колхоз прибудут в Кулумбу, Мурачевы не стали. К тому времени они породнились с еще одной большой семьей Мартюшевых. Ефрем женился на дочери Федора Мартюшева – Степаниде. В 1951 г. Ефрем в 19 лет сам становится главой своей семьи. Вместе со всеми они в очередной раз переезжают. Теперь в Гонконг, уже перенаселенный к тому времени. А далее – в Бразилию, где и прожили более 30 лет. В семье Ефрема Иероновича и Степаниды Федоровны родилось 14 детей, двое из которых умерли. Но оставались Фадей, Ульян, Варвара, Терентий, Татьяна, Елисей, Хения, Арсений, Иван, Иосиф, Ефим и Николай. Семья росла, путешествия продолжались – переезжали с места на место в поисках лучших плодородных земель. Около 16 лет прожили в пос. Потонгроссо, затем лет семь в деревне Фрутиня, близ города Маракажу, затем в Пауфурадо. Около девяти лет – в Масапе. Недостаток земель и вынудила семью в 1980 году переехать в Боливию. Шесть лет прожили возле пос. Чене в д. Эсперанса, затем на новом месте основали свое поселение – Пираи, где и прожили почти 20 лет. Сеяли рис, сою, кукурузу. Разводить крупный рогатый скот было сложно, минимальная кормовая база не позволяла. Держали коров только для молока и мяса на семью.
Путешествуя из страны в страну, с одного континента на другой, не имея общения с русскими, кроме как друг с другом, вынужденно общаясь с местными жителями на их родном языке, Мурачевы смогли сохранить чистоту и напевность русского языка. На праздниках поются старинные, нами забытые, утерянные, песни. На мой вопрос: «Как вам это удалось?», Елисей Ефремофич Мурачев ответил: «Мы много молились на русском языке, разговаривали между собой только по-русски, детей ему учили и внуков». Знание других языков на знание родной речи никак не повлияло. Большинство из них свободно изъясняются на испанском (читают и говорят), на схожих языках бразильском и аргентинском. Родной язык, как и мечта вернуться в Россию, рассказы о России передавались из поколения в поколение, как эстафета. Сохранению языка способствовало еще и то, что старообрядцы передвигались с места на место большими группами. Так было проще решать житейские, экономические проблемы, помогать друг другу, отстаивать свои интересы в чужих краях. «Чужих», потому что родной была земля в России, хоть и не знали ее те, кто родился далеко от нее. И не только в семье Мурачевых, в других тоже. С Китая с ними рядом были Реутовы, Килины, Ефремовы, Барсуковы, Снегиревы, Мартюшевы. Между фамилиями, если не было родства «до 8-го колена», создавались новые семьи, рождались дети. Елисей Ефремович Мурачев породнился с семьей Реутовых, посватавшись к Агафье Ефремовне . Один за другим появились сыновья (уже в Боливии, с. Минеро, близ города Монтеро): Георгий (1988 г.), Яков (1990), Киприян (1992), Андрей (1994). Агафья Ефремовна рано ушла из жизни, будучи еще довольно молодой.
Ефрем Иеронович Мурачев тоже не дожил до момента, когда семья узнала о программе «Об оказании содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом». Зато его дети, в частности Елисей Ефремович Мурачев, восприняли документ, как руководство к действию. Зная о России только понаслышке, семья решила туда вернуться. 24 февраля 2011 года четыре семьи прибыли из Боливии в Россию, в Приморский край. Им предложили поселиться в многоэтажном доме в с. Корфовка Уссурийского района. Как сказал Е.Е. Мурачев: «Мы привыкли жить на земле. А тут городской дом. И земля нам не очень понравилась, сухая, бедная, в основном глинистая». Поиски более удобных мест привели одних в Дальнереченский, других – в Красноармейский районы Приморья. Елисей Ефремович живет в с. Любятовка. Там же его брат Ефим Ефремович с семьей. В п. Дерсу – брат Иван Ефремович и его семья, где два неженатых взрослых сына – Ефстафий и Савин и еще семеро детей. Детей в семьях появляется столько, «сколь бог дает». Там же, в Дерсу, обживают «новые» старые места семьи Ульяна Ефремовича и Николая Ефремовича Мурачевых. Объединиться с единоверцами пожелали семьи Ивана Бортникова и Федора Кононова, переехавшие в Дерсу из п. Самарга Тернейского района Приморского края. Намерен приехать с семьей на постоянное жительство из Подмосковья, но пока задерживается, Федор Килин. Килины тоже проделали длинный путь из Китая в Бразилию, затем в Уругвай и снова в Россию.
Брат Агафьи Ефремовны, жены Елисея Ефремовича, Василий Реутов поселился в Амурской области.
Началась новая жизнь с новыми надеждами на лучшее будущее. Особенно в это верят молодые. Живя по заветам веры, традициям старообрядчества, найти свою вторую половину в узком кругу единоверцев довольно трудно. Даже несколько фамилий рядом не дают гарантии жениться или выйти замуж. За много лет нахождения за пределами России практически все семьи стали родственными. Возвращение в Россию в корне меняет дело. Старообрядческие поселения у нас есть по всей стране. Сын Елисея Ефремовича – Киприян –следуя по пути своего прадеда Иерона, свататься приехал в Тернейский район. В селе Усть-Соболевка живет, благополучно растет, трудится крепкая семья староверов Каровановых. В своей монографии о них упоминала В.В. Кобко, сотрудник краеведческого музея им. Арсеньева. Глава семьи был Федор Васильевич Караванов. Его самого и его жены Елены Иппатовны (урожденной Арестовой) уже нет. Но там живут их дети с семьями. Старший Иван Федорович, далее Андрей Федорович и Степан Федорович. Младшая дочь Ивана Федоровича и Анастасии Михеевны Каравановых стала женой «боливийца» Киприяна. Следом определила судьбу старшая сестра Марина, выйдя замуж за Кирилла Берсенева, старообрядца из Красноярского края, 9-го ребенка из 16-ти в семье. В 2016 году у Ивана родился десятый внук – сын Марины и Кирилла. У Киприяна с Валентиной двое детей, трое у младшего сына Николая (живет рядом с отцом), а еще четверо у самого старшего в семье – Романа, который живет в Амурской области.
С одной стороны радостно, с другой трудно принимает «великих путешественников» родная земля. Множество препятствий приходится преодолевать: осваивать новые законы и нормы, по которым придется жить; решать различные вопросы с чиновниками, выстраивать взаимоотношения с окружающими… Все это решаемо. Как бы трудно ни было, ни у кого не возникло желания вернуться назад, покинуть Россию, как это сделали их предки. Но и тех, кто покинул родину почти сто лет назад, винить тоже нельзя. Если бы они остались, еще неизвестно, выжило бы большинство из них или нет. Скольких сегодня недосчитываемся? «Репрессирован», «расстрелян», «умер в тюрьме»… Если бы в каждом населенном пункте ставили кресты с фамилиями тех, кто остался, а потом сгинул в период репрессий (как в Улунге Бикинской, расстрелянной, уничтоженной в 1932-35 гг.), вся Россия была бы в крестах! Честь и хвала сегодняшней России, повинившейся перед народом, решившейся на приглашение, на возврат в страну своих соотечественников, не обвиняя их в измене Родине! Честь и хвала тем, кто спас свои семьи, пусть таким мученическим способом, лишениями и долгой мечтой о возвращении домой! Россия обретает не только прежние фамилии, людей, она возвращает мощный пласт культуры русского народа, бережно сохраненный в чужих краях на протяжении почти столетия.
Полина РОМАНОВА, (урожденная Могильникова, из старообрядческой семьи)
г. Дальнегорск