Такие разные куклы
На прошлой неделе в Музейно-выставочном центре города состоялось открытие оригинальной выставки декоративных кукол из частных коллекций дальнегорцев. Пять лет назад презентация первой выставки кукол вызвала огромный интерес у посетителей музея. Было принято решение повторить успех пятилетней давности. Следует отметить, что результат превзошел все ожидания. Выставка пользуется особой популярностью не только среди юных дальнегорцев, но и взрослые не остаются в стороне.
В выставочном зале, за стеклом можно наблюдать многообразие экземпляров кукол – это не только фарфоровые, но и куклы ручной работы с невероятно красивыми чертами лица и с не менее красивыми нарядами, а также коллекционные куклы, журнальной серии (партворк), американской серии фэшн-куклы.
Следует отметить, что коллекционирование кукол далеко не редкость и даже имеет свой термин – плангонология. Термин происходит от греческого слова «plaggon» (кукла). Но любители – плангонологи получают не меньше положительных эмоций от своего увлечения, чем филателисты от коллекционирования почтовых марок. В среде плангонологов много взрослых людей. В России коллекционирование кукол набирает всё большую популярность. Например, среди коллекционеров-плангонологов известные актёры, люди мира искусства. И за пределами РФ знаменитости-плангонологи не редкость. Например, актриса Деми Мур – в её коллекции более 3000 кукол, которые размещены в отдельном доме.
Сегодня мир охвачен кукольным бумом, в некоторых странах количество коллекционеров фарфоровых кукол превысило количество филателистов.
Вот и в Дальнегорске на всеобщее обозрение публики, пять участниц выставки представили свои коллекции кукол. У каждой из них своя история приобщения к интересному и увлекательному занятию. Среди них – Наталья Николаевна Воробьёва, по профессии закройщик-портной женской лёгкой одежды 5 разряда, увлеклась коллекционированием в 2011году, Наталья собирает фарфоровые куклы журнальной серии (партворк). В настоящее время в её коллекции собрано 246 кукол, серии «Дамы эпохи», «Куклы в национальных костюмах» и «Куклы народов мира». Сама Наталья Николаевна творческий человек, шьёт изумительные платья для выпускниц школ и детских садов и создаёт уникальные сценические костюмы для творческих коллективов.
Много положительных эмоций коллекционирование кукол вызывает ещё у одной участницы выставки «Такие разные куклы» – Натальи Борисовны Абрамовой, которая участвует в выставке второй раз.
Наталья Борисовна работает учителем начальных классов, ее трудовой стаж насчитывает более 40 лет. Пятнадцать лет назад, Наталья Борисовна совершенно случайно увлеклась коллекционированием. И ей захотелось собрать серию фарфоровых кукол. В данный момент в ее коллекции более 200-сот изящных изделий, и это не только фарфоровые куклы, но и куклы ручной работы, которых Наталья Борисовна сама научилась шить с помощью уже готовых выкроек. Также особый интерес был проявлен к авторским куклам, которые приобретались у рукодельниц, такие куклы особенные, так как они не повторяются, а каждый коллекционер ценит такие уникальные вещи.
Юные дальнегорцы надолго задерживаются перед стеклянной витриной, где представлены куклы из коллекции Полины Викторовны Купцовой, американской серии фэшн-кукол «Monster High», созданные Гарретом Сэндером и проиллюстрированные Келли Райли. Персонажи этой серии вдохновлены фильмами ужасов и классическими историями о чудовищах, что выделяет Monster High из ряда других кукол. Большинство кукол обладает уникальным тоном кожи и скульптурой лица.
Сейчас в коллекции Полины Викторовны более двухсот кукол, практически собрана вся серия «Monster High», часть коллекции представлена на выставке. Покупала в Новой Зеландии, Австралии, Франции и выписывала из Штатов.
Центральное место в экспозиции выставки занимают куклы ручной работы Марины Пальчиковой.
Марина Викторовна нашла оригинальный способ сохранить память о творческих достижениях своей талантливой дочери Анастасии, из хореографического дуэта «Вместе навсегда», заказывая кукол у рукодельниц, по сюжетам танцев, которые исполняла дочь на различных конкурсах.
Напомним, что Анастасия Пальчикова и Диана Бурик составляли дуэт «Вместе навсегда». В 2019 выиграли Гран-при во Владивостоке, представляли Дальний Восток в Санкт-Петербурге на конкурсе «Окно в Европу». Затем победили в конкурсе «Марафон талантов» в Москве, в 2021 в Волгограде представляли Дальний Восток, где заняли 3 место. В копилке дуэта шесть Гран-при. Авторские куклы из коллекции Марины Пальчиковой посвящены теме танцев.
Не оставляет равнодушными и коллекция кукол Анны Георгиевны Колмыковой. Её коллекция началась с маленьких кукол «L.O.L. Surprise!» в 2018году, затем интересуясь этой темой, стала покупать популярные брендовые куклы в магазинах, заказывать в интернет магазинах «Аliexpress» и «Wildberries». Так количество кукол незаметно увеличивалось и сегодня составляет порядка двухсот экземпляров. В коллекции Анны Колмыковой куклы из Испании, Германии и Китая. Анна Георгиевна не просто коллекционирует, но и вяжет для своих кукол одежду, самостоятельно придумывая дизайн, а где-то и подсматривая на мастер-классах на просторах интернета.
Как рассказала заведующая выставочным отделом Анна Кукунова,
– Поскольку выставка в основном ориентирована на детскую аудиторию, то и цель выставки – это воспитание у детей интереса к Российской культуре, знакомства с историей возникновения традиционных народных кукол.
На Руси кукла не сразу стала игрушкой, куклу считали священным предметом. В ней видели волшебную палочку-выручалочку, держали в доме как оберег от всего плохого. Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях.
Самые первые народные куклы на Руси делались из золы. Из очагов бралась зола и смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая зольная кукла называлась «Баба» – женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась она в день свадьбы. Они хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение.
Изготовляли её из лоскутков, оставшихся после кроя одежды для родни — маминого сарафана и отцовской рубахи. В голову «Бабы» закладывали золу, которая символизировала семейный очаг.
Традиционная тряпичная кукла на первый взгляд, простейшее изображение женской фигуры. Женский образ был ведущим не только в обрядовой, но и в традиционной игровой кукле. Женщина воспринималась здесь как продолжательница рода, как богиня плодородия. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Но эта простота таит в себе глубинный смысл. В каждой детали куклы был заложен определенный смысл, кукла представляла собой мифологическую формулу мироустройства. Куклы изготавливались по строгим правилам, так как от них, по мнению наших предков, зависела судьба семьи и рода. Ведь создание куклы – это действо нового рождения, как правило, изготавливали только женщины. Делала такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, веря в силу «сделанного», вступая в контакт с представителями «иного» мира.
Поскольку человеку опасно общаться с потусторонними силами, при контактах с ними он вынужден принимать меры предосторожности, одной из которых и является молчание. Часто изготовление куклы сопровождалось чтением молитв, заговоров «про себя». Считалось, что при изготовлении тряпичных кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать (иногда кукол так и называли – «рванки»).
Туловище куклы перетягивали нитками по шее и обязательно подпоясывали на «талии», это соответствует схеме триединого мира: небесного (верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего).
Мистическая безликость – тоже одна из древних тайн тряпичной куклы. Изображение лица в кукле долго было в крестьянской среде под запретом. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Ведь если у куклы будут глаза, нос, рот, то в нее может вселиться душа, более того – в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой. В безликости традиционной куклы заключается ее безвредность для ребенка. С психологической точки зрения безликая кукла более приспособлена к игре, к смене ролей, сильнее провоцирует фантазию ребенка, его воображение. Она была многолика, могла смеяться и плакать. Эта кукла должна была принести ребенку благополучие, здоровье, радость.
Судя по тому, как ребята с особым интересом и любопытством рассматривали кукол, и задавали вопросы экскурсоводу Анне Кукуновой, выставка детям понравилась. И достигла поставленной цели – вызвать интерес у школьников к коллекционированию.
Выставка «Такие разные куклы» продлится до 30 ноября.
Ирина ВОЛОДИНА
Фото автора