Яндекс.Погода
EUR ЦБ
00,0000
USD ЦБ
00,0000
  • Забыли пароль?

Забыли пароль?

Please enter your email. The password reset link will be provided in your email.
  • Вернуться и авторизоваться
Культура 12:00 Чт, 28 апреля

Музыкальные народные традиции живы

На прошлой неделе в музейно – выставочной центре Дальнегорска состоялся первый «Открытый музыкальный урок», целью которого является знакомство дальнегорских школьников с народными музыкальными инструментами, как важнейшей части национальной культуры. Инициатором проведения открытых уроков стал руководитель детского ансамбля народных инструментов «Свирель» Роман Михайлович Тарасов.

– В музейно-выставочном центре я буду проводить цикл открытых музыкальных уроков, – рассказал Роман Михайлович, – на которых я буду рассказать детям о традициях народного исполнительства. Состав этнических музыкальных инструментов весьма велик и разнообразен. Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве наших предков. На Руси даже самый маленький ребёнок умел создавать простые инструменты и играть на них. К сожалению, в настоящее время очень мало звучит живой, самобытной народной музыки. Очень мало рассказывается о возникновении и развитии народных музыкальных инструментах, о значении национальной музыки в мировой культуре. Поэтому наша цель не только заинтересовать юных дальнегорцев, но и пригласить их стать участниками ансамбля народных инструментов «Свирель».
На протяжении шести лет детский коллектив ансамбля «Свирель» под руководством Романа Тарасова творчески активно развивается и добивается немалых успехов на ниве культуры не только в пределах родного Приморского края, но и за рубежом. Юные артисты ансамбля «Свирель» с концертными номерами побывали в Китае, в Южной Корее, откуда привезли почётные Дипломы и призы участников четырёх международных музыкальных конкурсов.
А не так давно вернулись из Владивостока, где в стенах Дальневосточной государственной академии искусств познакомились с творческими коллективами самобытных ансамблей – баянистов, домристов, послушали в их исполнении живую музыку. И вдохновлённые блестящей игрой виртуозов, вернулись домой, чтобы в будущем в свою творческую программу внести коррективы, с огромным желанием совершенствоваться, поднимаясь на более высокий профессиональный уровень.
Роман Тарасов на встрече с учениками, а к нему в этот день на открытый музыкальный урок пришли учащиеся третьего класса МОБУ «СОШ № 21», рассказал о том, что 2022 год в России Президентом РФ Владимиром Путиным объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ.

Целью столь крупного мероприятия в масштабах страны является популяризация народного искусства, сохранение культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации.
Именно в тематике народного искусства находится сфера творческой деятельности ансамбля «Свирель». Вот и открытый музыкальный урок сопровождался живой игрой на народных инструментах – на дудках, свирелях, рожках, колёсной лире, гуслях. Беря в руки музыкальный инструмент, Роман Тарасов не только исполнял на нём музыкальную композицию, но и рассказывал его историю возникновения, технологии изготовления, в каких регионах России имел распространение.
В каждом регионе России сложилась культура самобытных инструментов. Так, например, гусли – впервые об использовании щипковых гуслей упоминают в летописях, датированных пятым веком. Их точный предок доподлинно неизвестен, но бытует мнение, что инструмент произошел от древнегреческой кифары. На протяжении многих веков именно гусли были символом Руси. Они — древнейший инструмент, неразрывно связанные с былинами, сказаниями и древними летописями, инструмент сопровождал всю древнюю историю Руси.
Владимирский рожок – начал бытовать на Ярославско-Костромском пограничье.
Первые упоминания о рожке встречаются в бумагах семнадцатого века, но в реальности он гораздо раньше вошел в обиход. Рожок часто использовали чабаны, сторожи и воины. Ведь его звук приковывал внимание и являлся сигналом о нападении недругов. Для изготовления рожка брали древесину клёна, берёзы или можжевельника, склеивали на живицу, а для прочности обматывали мокрой берестой. Изделие отличалось простотой устройства. Коническая трубка из древесины, оборудованная пятью дырочками сверху и одним отверстием внизу. На противоположных сторонах инструмента находился раструб и мундштук, предназначенный для извлечения мелодии. Рожок характеризуется резким и громким звуком, обладающим скрытой мягкостью.
Другой народный инструмент – свирель относится к древнейшим духовым инструментам. Устройство свирели близко с продольной флейтой. Самая древняя модель инструмента была обнаружена на территории современной Смоленщины.
Роман Тарасов с большим знанием дела рассказывал учащимся о деталях изготовления народных инструментов ещё и потому, что все представленные инструменты он изготовил собственноручно, что лишний раз говорит о его неравнодушном отношении к фольклорной музыке, глубоком знании и понимании предмета.
На открытом музыкальном уроке школьники, послушав игру на самобытных инструментах – свирели, рожке, колёсной лире, пастушьей дудке, получили редкую возможность прикоснуться к древней культуре предков.
Старинные русские народные инструменты являются отражением культурного наследия страны. Наши предки не представляли своей жизни без музыки. Она помогала не только весело провести время, но и облегчала выполнение сложных полевых работ. Многие инструменты славяне изготавливали самостоятельно. Некоторые из них дошли до современности в неизменном виде, другие слегка трансформировались.
Роман Тарасов также подготовил выставку русских народных инструментов, которая работает в музейно-выставочном центре города. На ней представлены: гусли, свирель, жалейка, владимирский рожок, калюка, колёсная лира. Выставка экспонируется до середины мая.

Ирина САВИЦКАЯ
Фото автора

Добавить комментарий