Яндекс.Погода
EUR ЦБ
00,0000
USD ЦБ
00,0000
  • Забыли пароль?

Забыли пароль?

Please enter your email. The password reset link will be provided in your email.
  • Вернуться и авторизоваться
Досуг 12:00 Чт, 3 февраля

Озеро горных духов

Именно с таким названием вышел, ещё до войны, рассказ Ивана Антоновича Ефремова – геолога, палеонтолога, философа и писателя. Для работающих в «Дальполиметалле» специалистов и горняков Ефремов – «свой» человек, а его необычные рассказы частенько пересекаются с их профессиональной деятельностью.

Как геолог Иван Антонович исходил и объездил Урал, Сибирь, Дальний Восток, Среднюю Азию и Монголию. Как писатель умел преподнести загадочный случай – и раскрыть тайну, но при этом не разочаровать читателя. Особенно же удачно выходило у него в том случае, когда геология и литература переплетались и объединялись, как это было в рассказе «Озеро горных духов».
Озеро горных духов Дены-Дерь – не выдумка, оно находится на Алтае, в районе Акташской котловины. Если ещё точнее – на высоте 2500 метров в юго-восточном ответвлении висячей долины Кара-Оюк.
Дены-Дерь считается настолько священным, что сюда не отважится подняться ни один алтаец. Проводники говорят, что это озеро, находящееся в непосредственной близости с вершиной Белухи в географическом плане, также очень близко к входу в мир духов. Ну на то они и проводники, чтобы завлечь легковерного туриста…
Но не всё так просто.
Когда-то лишь редкие смельчаки рисковали добраться до Дены-Дерь. Об озере рассказывали чудеса: будто парит над его поверхностью серое облако, похожее на гриб, а из тумана возникают загадочные фигуры, похожие на сказочных джиннов…
Добравшийся до озера человек начинал чувствовать сильное недомогание, заболевал, порою на всю жизнь.
Правда это или нет? Всё зависит от погоды и времени года – можно добраться до озера, полюбоваться видами и уйти, безо всяких последствий для здоровья. Можно заработать головную боль. А можно «доиграться» и до летального исхода…
…Подъём к озеру начинается по левому склону долины в том месте, где наверху виден распадок между вершинками. Прямо у подножия ориентир – небольшое место для стоянок с ручейком (озеро у альпинистов и экстремалов пользуется популярностью). Отсюда начинается довольно крутой подъём вертикально вверх по склону через большие камни. Там уже хорошо заметна натоптанная тропа.
Идти сложно из-за крутизны, порой приходится прыгать с камня на камень. Время подъёма – до 40 минут, после чего склон быстро выполаживается, и хорошо набитая тропа ведёт до большой и крутой морены. Забравшись наверх, попадаешь к озеру с бирюзово-зелёной, искрящейся в солнечных лучах водой.
Озеро очень глубокое и холодное. На противоположном берегу прямо в воду обрываются кручи зазубренных гор со скалистыми рёбрами фиолетовых и палевых оттенков. Горы гигантской лестницей спускаются к Дены-Дерь. От воды веет какой-то отрешённостью и холодом.
Уже будучи здесь, на месте, можно самостоятельно определить, насколько реальны или нет легенды этого озера: вокруг стоит нереальная тишина, и лишь слегка слышен далёкий шум небольшого водопада, падающего сверху по склону.
Невозможно выразить словами то, что ощущаешь: какая-то странная аура и сильнейшая энергетика этого места заставляют всех замолчать.

Множество легенд связано с Дены-Дерь. Одна из них, пожалуй, самая поэтичная и правдивая, рассказывает о молодом воине Тарыне, отважившимся выйти к запретному берегу. Цитируем:
«Тарын напряжённо всматривался в озеро. У подножия горы поднималось зеленоватое облако, излучавшее слабый свет. А в тех местах, где из-за белых вершин хребта проникали лучи солнца, над водой, над камнями на берегу вставали длинные, похожие на людей, сине-зелёные тени, принимавшие зловещий вид.
У Тарына задрожали руки, подогнулись колени, а сине-зелёные громадные человеческие фигуры то стояли на месте, то быстро передвигались и таяли в воздухе. С чувством гнетущего страха смотрел на небывалое зрелище юноша.
Вдруг он почувствовал прилив сил. Схватив меч, ринулся в воду, стараясь ударить им призраков. И неожиданно ощутил страшную слабость. Словно окружавшие озеро снеговые пики надавили ему на голову с чудовищной силой. В его глазах началась жуткая пляска световых лучей. Но Тарына неудержимо тянуло к горе на противоположный берег, где ему мерещились сотни злых духов. Всё-таки, задыхаясь, юноша добрался до той горы. Но как только он сделал это, всё исчезло. С угнетённой душой, мрачный, едва передвигая ноги, Тарын отправился в стойбище, прочь от этого рокового места.
Сильного юношу смерть настигла у самой ближайшей юрты. Много ещё охотников пытались повторить его путь к страшному озеру. Но обязательно потом или кто-то из них долго болел, невероятно мучаясь от удушья, или навсегда терял былую силу и храбрость. С тех пор широко разнеслась недобрая слава о Дены-Дерь, и люди почти перестали бывать на нём.
Там нет ни зверья, ни птицы, а на левом берегу, где собираются духи, не растет даже трава…»
В 30-х годах будущий знаменитый писатель-фантаст Иван Ефремов увидел в мастерской алтайского художника Григория Ивановича Чорос-Гуркина, алтайца из рода чорос, картину «Озеро горных духов» (полное название – «Озеро горных духов Дены-Дерь. Любимое место горных духов, куда редко может проникнуть человек»), написанную им в 1908-1909 годах, будучи в этих местах.
Чорос-Гуркин писал о картине: «Любимое место горных духов, куда редко может проникнуть человек, а потому оно чистое, неосквернённое: по верованию алтайцев, таковыми могут быть только алтайские озёра, окружённые высокими скалами с вечными спутниками – снегом, льдом и туманами».
Ефремов пишет в рассказе о том, что в мастерской художника его героя сразу привлекло именно это полотно: «Картина светилась в лучах вечернего солнца своими густыми красками. Синевато-серая гладь озера, занимающего среднюю часть картины, дышит холодом и молчаливым покоем. На переднем плане, у камней на плоском берегу, где зелёный покров травы перемешивается с пятнами чистого снега, лежит ствол кедра. Большая голубая льдина приткнулась к берегу, у самых корней поваленного дерева. Мелкие льдины и большие серые камни отбрасывают на поверхность озера то зеленоватые, то серо-голубые тени. Два низких, истерзанных ветром кедра поднимают густые ветви, словно взнесенные к небу руки. На заднем плане прямо в озеро обрываются белоснежные кручи зазубренных гор со скалистыми рёбрами фиолетового и палевого цветов. В центре картины ледниковый отрог опускает в озеро вал голубого фирна, а над ним на страшной высоте поднимается алмазная трёхгранная пирамида, от которой налево вьётся шарф розовых облаков…
У подножия конусовидной горы поднималось зеленовато-белое облако, излучавшее слабый свет. Перекрещивающиеся отражения этого света и света от сверкающих снегов на воде давали длинные полосы теней почему-то красных оттенков. Такие же, только более густые, до кровавого тона, пятна виднелись в изломах обрывов скал.
А в тех местах, где из-за белой стены хребта проникали прямые солнечные лучи, надо льдами и камнями вставали длинные, похожие на огромные человеческие фигуры столбы синевато-зелёного дыма или пара, придававшие зловещий и фантастический вид этому ландшафту».
Вы можете разглядеть нечто подобное на репродукции картины и сравнить живопись с фотографией.
Впрочем, в образе Чоросова, описанного в рассказе, совместились сразу два живописца, запечатлевших Озеро горных духов.
В начале прошлого века в урочище Акташ при невыясненных обстоятельствах скончался молодой русский художник. Бредовая, бессвязная речь, судороги – такие вот симптомы болезни, предшествовавшие смерти. Полость рта покойного была странного медно-красного цвета.
Мнение горцев, местных жителей, было единодушным: покойник побывал в запретном для смертных месте – на Озере горных духов. И духи отомстили смельчаку.
Иван Ефремов узнал о смерти художника и о духах, силах зла, охраняющих озеро. Молодой тогда ещё писатель, но смекалистый геолог, внимательно изучил все эти сообщения, посоветовался с учёными-медиками, а затем предпринял поход в запретный район. Ефремов пришел к выводу, что причиной недомоганий и смертей становились отравления ртутью, её летучими парами.
В скором времени Иван Антонович опубликовал свой рассказ об озере Дены-Дерь и трагически погибшем художнике. Рассказ вышел в сборнике, посвящённом приключениям и фантастике, и потому не был серьёзно воспринят специалистами. А зря.
В районе Акташской котловины наблюдаются мощные термальные явления, а сами скалы состоят из минерала киноварь. В киновари, минерале пугающе-красного цвета, содержится до 86% ртути. Подогpеваемая летним солнцем свеpху, гоpячими источниками снизу, киноваpь начинает отдавать pтуть в виде паpов – тех самых джиннов. Затем пары ртути конденсируются и оседают пятнами тяжёлого серебряно-свинцового цвета. Более того, в породах тех мест выступают мелкие капельки самородной металлической ртути.
Именно поэтому в водах Дены-Дерь не живет рыба, а на склонах не растут деревья.
Вот так отточенный ум учёного разгадал мрачную загадку.
А уже в 1942 году началась отработка Акташского месторождения киновари, и до самого 2004 года тамошний горно-металлургический комплекс оставался единственным в России предприятием по производству ртути.

Феликс СОРОКИН

Добавить комментарий