Эллинский секрет
Продолжая анализировать «Рассказы о необыкновенном» Ивана Ефремова, хочется отметить глубокие знания этого выдающегося учёного и писателя. Мы уже говорили о сделанном им предсказании большого месторождения ртути на Алтае, и оно не единственное. Наиболее нашумевший случай ефремовского «открытия на кончике пера» связан с якутскими алмазами. В рассказе «Алмазная труба» геологическая экспедиция находит алмазное месторождение на Сибирской платформе. А в 1954 году, немного южнее описанного в рассказе места, геологи действительно обнаружили кимберлитовую алмазоносную трубку, причём именно по тем признакам, которые были обозначены Ефремовым. Как выяснилось, геологи, занимавшиеся изысканиями, хорошо знали ефремовское сочинение и даже носили в рюкзаках сборник с «Алмазной трубой». А теперь обсудим рассказ, название которого вынесено в заголовок.
«Эллинский секрет» — это повествование о молодом скульпторе Леонтьеве, полюбившем «спортсменку, комсомолку и просто красавицу», в которой он увидел как духовное, так и телесное изящество. Леонтьев принимает решение вырезать из слоновой кости скульптуру любимой, но осуществить этот замысел ему не удаётся: начинается война, и он уходит на фронт, где вскоре получает ранение правой руки, не позволяющее ему даже мечтать о работе. Лейтенант Леонтьев не может теперь осилить статую своей Ирины, а время пройдёт, и красота молодой женщины утратит свою свежесть.
Впав в депрессию и мучимый страшными снами, похожими на галлюцинации, Леонтьев приближается к порогу безумия, пока не получает совет обратиться за помощью к знаменитому психофизиологу Файнциммеру, работающему в эти трудные военные годы хирургом в нескольких военных госпиталях Москвы. И Файнциммер действительно находит разгадку необъяснимых состояний пришедшего к нему лейтенанта, – состояний, которыми сам учёный живо интересовался.
И. Ефремов передаёт ход рассуждений учёного, которые приводят его к интереснейшей разгадке «эллинских» снов Леонтьева. Прадеды молодого человека жили на острове Крит и, переселившись оттуда в Грецию, лишь много позже перебрались в Крым. Те сны, в которых Леонтьев сначала видит обрывки жизни Древней Эллады, а затем мастерскую скульптора и надпись, дающую секрет размягчения слоновой кости, известный эллинским мастерам, приводит учёного к выводу, что он имеет дело с генной памятью, после многих веков вернувшейся из подсознания.
Картины и обрывки ландшафтов, которые видел молодой скульптор в своих странных снах, были, как мозаика, кусками одного целого. Под влиянием огромного душевного напряжения из недр его мозга проступали древние воспоминания предков Леонтьева. «Навязчивое ощущение усилия вспомнить что-то было отзвуком подсознательного скольжения мысли по непроявленным отпечаткам памяти», – писал Ефремов. Чрезвычайно интенсивное желание ваятеля создать статую своей любимой в расцвете её красоты, напряжение всех его психических сил помогли ему вызвать из области подсознания картины древней зрительной памяти. В конце концов, скульптор ясно видит рецепт зитоса – таинственной жидкости, способной размягчить слоновую кость, и тогда из неё можно лепить, как из податливой глины.
Сложно сказать, существует ли в действительности «память поколений», этот вопрос пока что дискутируется. Хотя, прежде чем отрицать генную память, нужно сперва разобраться с работой мозга, с нашим мышлением, а это пока неразгаданная тайна. Могут ли гены хранить в себе опыт поколений, «картинки» воспоминаний, проникающие в подсознание? Ответа пока нет. Но интересна и вторая тема, поднятая в рассказе, – зитос.
Древнегреческая скульптура всегда высоко ценилась любителями искусства. Особенно выделялись по своему изяществу и совершенству изваяния из слоновой кости. Этот очень твёрдый материал чрезвычайно тяжело поддается обработке, а на древнегреческих скульптурах были проработаны мельчайшие детали. Взять хотя бы знаменитое гигантское изваяние Зевса в Олимпии, причисленное к семи чудесам света! Кроме того, произведения древних мастеров, имевшие значительную величину, не имели между собой соединительных швов, и, казалось, были изготовлены из одного монолита. Но ведь это невозможно – такой толщины и высоты слоновых бивней не бывает, к тому же они изогнуты. А у эллинов всё получалось…
Подтверждение ефремовской догадки о зитосе пришло через тридцать лет после написания рассказа, когда археологи раскопали стоянку первобытных людей-кроманьонцев у ручья Сунгирь – это под Владимиром. Там они обнаружили захоронение вождя…
Давайте вспомним, как неблагодарные потомки рисуют своих предков – косматыми, в обрывках шкур… Так вот, кроманьонский вождь был похоронен 28 тысяч лет назад и был одет не просто прилично, а роскошно – на нём хорошо сидели кожаные штаны из тонко выделанной замши, унты и куртка с капюшоном, расшитая тысячами бусин из мамонтовой кости.
А чуть позже обнаружили и второе погребение – в одной могиле головой друг к другу лежали девочка лет 7-8 и мальчик 12-13 лет. Захоронение имело богатый погребальный инвентарь. Бусы, подвески, иглы, перстни, браслеты, ножи и дротики – настоящий музей палеолита! Но главной сенсацией стали два копья, положенные в могилу. Длина копья мальчика составляла 2,42 метра, девочки – 1,66 метра. Два совершенно прямых и ровных копья с острейшими концами были изготовлены из цельного бивня мамонта! Эта поразительная находка не даёт покоя ученым до сих пор. Как, каким образом человеку каменного века удалось выпрямить изогнутые дугой бивни мамонта?
Мамонтовая или слоновая кость, как и наши с вами зубы или клыки тигра, – из самых твёрдых веществ в организме. Кроманьонцы не знали лука со стрелами, не знали керамики и металлических орудий. Как же им удавалось выпиливать, вытачивать, просверливать тысячи бусин? Как они выпрямляли бивни, изогнутые чуть ли не кольцом?
Если опустить оленьи рога в раствор воды с растёртыми листьями щавеля месяца на полтора, то они размягчаются, и их можно резать, как дерево. Потом они затвердевают. Но со слоновой костью этот фокус не проходит.
Увы, мы очень плохо знаем историю до изобретения письменности. Мы по-прежнему числим своих далеких предков схожими с нынешними дикарями. Кроманьонцы многое знали и умели. Несомненно, о приёмах и способах размягчения и обратного затвердевания бивней мамонта они тоже имели понятие. При помощи каких химикатов – растительного или минерального происхождения – они это делали? А может, это были и не химикаты, а какие-то другие способы обработки? Предположительно, поселенцы с Сунгиря были выходцами из бассейна реки Дон. При кочевом образе жизни они потом мигрировали в район нынешней Владимирской области, где охотились на мамонтов и шерстистых носорогов, тогдашних бизонов и оленей.
Возможно, секрет, утерянный ещё в те незапамятные времена, следовало назвать кроманьонским – он лишь возродился в Древней Элладе, но опять был утрачен.
Так переплелось в одно – фантастический рассказ Ефремова, древнегреческая легенда и археологическая находка.
Валерий БОЛЬШАКОВ