Робототехника: первые шаги
День детских изобретений или, как его еще называют, День детей – изобретателей отмечается ежегодно в середине зимы, 17 января.
Дети-изобретатели – это не веяние 21 века, как многие могут предположить, они были всегда. Множество детей по всему миру ежедневно и ежечасно имеют возможность, иногда даже сами того не понимая, изобрести для человечества просто необходимые в последующем вещи. Знаете ли вы, что объединяет водные лыжи, меховые наушники, фруктовое мороженое на палочке? Да, все эти очевидные сегодня предметы были изобретены детьми.
Накануне Дня детских изобретений мы отправились в «Центр детского творчества», в котором на протяжении трёх лет работает детское творческое объединение, в котором с большим увлечением занимаются и развивают интеллектуальные способности юные изобретатели под руководством педагога дополнительного образования Виктории Константиновны Коптевой. Детское объединение называется «Робототехника: первые шаги».
В объединении 57 учеников, девчонок и мальчишек из дальнегорских школ, но, как показывает практика, среди изобретателей все же больше представителей мужского пола, вот и в объединении робототехники всего пять девочек, но целеустремлённых и с техническим складом ума. Дети разделены на пять подгрупп, и посещают занятия раз в неделю. Виктория Константиновна рассказывает:
– Ребята занимаются с огромным удовольствием, особо жаждущим детям, разрешаю приходить дополнительно. Дети рвутся конструировать роботов, но нет технической возможности всех обеспечить оборудованием.
В нашем распоряжении базовый набор конструктора LEGO Education WeDo 2.0 в количестве пяти штук и шесть ноутбуков.
Понятие робототехники расшифровывается просто – построение роботов. Роботы постепенно захватывают весь мир. Механических помощников собирают даже дети, начиная с пяти лет – специальные конструкторы есть во многих детсадах. Ребятам очень нравится конструировать, придумывать, изобретать новые необычные модели. Воплощать свои фантастические идеи в новых образцах.
– Мы строим модели роботов из LEGO, а можно из любых подручных материалов, – рассказывает Виктория Константиновна, – ребята по-настоящему ощущают себя изобретателями. Они на компьютерах задают программу и их роботы посредством двигателя, которые идут в наборе оборудования. Наши роботы могут двигаться, шагать, шевелиться, кататься по поверхности стола.
В этом случае дух изобретательства зашкаливает, и ребят охватывают новые идеи – какие ещё функции задать роботу, чтобы он выполнял определённые действия?! И нужно видеть, как радуются дети, когда делают что-то своими руками и у них это получается.
Дети-изобретатели – это реальность нашей жизни, и взрослым не следует снисходительно относиться к детским фантазиям, кто знает? Возможно, за ними таится уникальное изобретение, которое взрослому и в голову не придет. И это вполне обосновано, ведь детское мышление и воображение, еще не засорено стереотипами. Для детей не существует слова «невозможно».
Из исторической справки:
Роберт Пэтч в 6 лет изобрел самосвал. Как это произошло? Однажды, он попросил у папы машинку, и отец отвел его в магазин. Но, как оказалось, к счастью, малышу ничего не понравилось. Тогда отец предложил сыну нарисовать свою «мечту». Вот так просто в 1936 году 6-летний мальчик придумал новый вид автомобиля. Внимательно относящийся к ребенку отец, даже самостоятельно смастерил первый самосвал, а в последующем запатентовал эту идею.
В России тоже всегда были, есть и будут необыкновенно талантливые дети. Примером тому может послужить 13-летний ученик одной из московских школ Дмитрий Резников. Он в 13 лет вместе с сотрудниками Государственного медикостоматологического университета изобрел уникальную зубную щетку, предназначенную специально для космонавтов, работающих на орбитальной станции.
Родителям, имеющих увлечённых детей, с буйной фантазией остаётся посоветовать – быть более внимательным к ним, развивать их творческий дар, а вдруг и в вашем ребёнке заложены скрытые способности великого изобретателя?
Мы поинтересовались у Виктории Коптевой:
– А ещё чему учит робототехника?
– Дети, которые посещают наши занятия, даже на обычные предметы уже смотрят по-другому. Например, они понимают, как ездит машинка, которой управляют с помощью пульта. Как компьютер взаимодействует с машинкой, как можно запрограммировать её действия. Для этого они изучают базовые программы, а потом они могут их совершенствовать, добавляют датчики, чтобы робот выполнял определённые действия.
Робототехника развивает мелкую моторику, которая важна для развития мозга и опыта решения нестандартных задач.
На занятиях они узнают основы физики – понимают, почему крутятся лопасти вентилятора, светит лампочка, что такое тяга, как работает двигатель.
На занятиях дети знакомятся и с основами техники безопасности: розетки, электричество, техническое оборудование. На стене нашей комнаты висит тематический плакат «Уголок безопасности».
И ещё немаловажный момент, ребята во время моделирования роботов осваивают навыки сотрудничества со сверстниками, коммуникации в ходе коллективной работы над проектом.
Из исторической справки:
Стильная и теплая альтернатива шапкам и платкам – меховые наушники – тоже придумал ребенок. Его имя — Честер Гринвуд. Свое изобретение американский пятнадцатилетний подросток из штата Мэн придумал в 1873 году из практических соображений. Мальчик очень не любил шапки, но зато любил проводить морозные дни на ледовом катке. После нескольких раз, когда Честер отмораживал свои уши на холоде, он решил защитить их с помощью матерчатых наушников. На бумаге он разработал дизайн будущих наушников и принес рисунок портному. «Что это за цирк?», – засмеялся тот. Но мальчик настоял на своем, и через несколько дней на катке появился уже в наушниках. Позднее он запатентовал своё изобретение.
Трехлетний мальчик Луи Брайль потерял зрение в результате несчастного случая, а в 15 лет, в 1825 году, он придумал и ввел в применение одно из самых знаменитых и полезных изобретений – рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для чтения и письма слепыми людьми. Этот шрифт назвали его именем. Тем самым он изменил жизнь миллионов. Шрифт Брайля и сегодня остается бесценным инструментом обучения, и коммуникации незрячих, адаптированным для множества языков.
И в ЦДТ в объединении робототехники выделяются дети с наклонностями в техническом творчестве, подающие определённые надежды. Это пятиклассник Ярослав Печкин, Савелий Тарасов, братья Дороховы Матвей и Марк. Очень увлечённые ребята, с творческим воображением, изобретающие роботов с большим энтузиазмом.
Робототехника – сравнительно новое и интенсивно развивающееся научное направление, вызванное к жизни необходимостью освоения новых сфер и областей деятельности человека, а также потребностью широкой автоматизации современного производства.
Вот и в «Центре детского творчества» в ближайшую перспективу планируют приобретение оборудования для более сложного, по программе 3 D – моделирования, что под силу, наверное, только старшеклассникам, но от этого не менее увлекательного дела.
По мнению Виктории Константиновны, День детей-изобретателей имеет прямое отношение к современной робототехнике. Изобретение рождается путем проб и ошибок, опытов и экспериментов. И в робототехнике на каждом этапе создания креативных моделей не обходится без экспериментов, приобретения опыта и творческих навыков.
Дети «Центра детского творчества» принимают активное участие в конкурсах в таком, как «Креативная ёлка». И ребята из объединения робототехники отличились, сконструировав ёлку из деталей LEGO.
А впереди у них много увлекательных дел и экспериментов в области робототехники.
Ирина САВИЦКАЯ
Фото автора