Яндекс.Погода
EUR ЦБ
00,0000
USD ЦБ
00,0000
  • Забыли пароль?

Забыли пароль?

Please enter your email. The password reset link will be provided in your email.
  • Вернуться и авторизоваться
В «Дальполиметалле» 12:00 Чт, 24 ноября

С Запада на Восток

Под сводами штольни – вечная тьма, лишь мелькают фонарики проходчиков, выхватывая из черноты недр искристое сверкание. Но вот по выработке разносится грозный рёв дизеля, и яркие лучи фар сметают темноту. Валко покачивая ковшом, из-за поворота выезжает ПДМ. Машина с ходу загребает породу, взрёвывая от натуги – сталь скрежещет по каменному крошеву – и отъезжает, увозя несколько кубометров руды…

Такую картину можно наблюдать практически на всех рудниках «Дальполиметалла», кроме, пожалуй, «Верхнего». В нынешнее время добыча руды на подземных горизонтах не мыслится без самоходной горной техники.
Однако последние годы отягощены трудностями политического порядка – тысячи санкций и прочих ограничений подрывают экономику по обе стороны границы. Рвутся налаженные связи, от бывших европейских поставщиков не дождёшься даже запчастей. И что делать в сложившихся обстоятельствах? Да, кое-где порой слышны вопли: «Всё пропало!», но нам ближе деловой, практичный подход – импортозамещение и переориентация с Запада на Восток.
Сейчас российский бизнес открывает для себя даже Иран, где с удивлением обнаруживает мощную экономику, приноровившуюся к десятилетиям санкций и эмбарго. Всего за каких-то полвека дремотная нищая Азия технологически окрепла, и перетягивает на себя статус международного финансового центра.
Но сначала поговорим о Западе. Много ли мы потеряли, лишившись партнёрских отношений с тамошним бизнесом? Давайте, разберёмся хотя бы с хвалёным немецким качеством, и не в теории, а на практическом примере.

Летом 2013 года «Дальполиметалл» получил подземный самосвал МК-20 от германской фирмы GHH Fahrzeuge(на верхнем снимке), переделанный, как говорят, из аэродромного тягача – поэтому он такой низкий. Год спустя поступил ещё один такой же, и в придачу – ПДМ LF-6 того же производителя. Вся эта техника эксплуатировалась на «Николаевке», и как же она себя показала? Честно говоря, отвратительно. Если говорить о немецкой ПДМ, то похвалы достоин лишь ковш – отличный металл, стойкий к износу. Но вот поднять загруженный ковш LF-6 была неспособна – уж больно тяжела свинцовая руда! Пришлось заменить подъёмные цилиндры «элэфки» на подобные от самосвала «МАЗ». Заодно поменяли и гидрошланги, использовав отечественные РВД. Сейчас эта ПДМ прошла капремонт и «трудится» на руднике «2-й Советский», однако родного в ней осталось немного – корпус да ковш.
А с «Фарцогами»-самосвалами вышло еще круче. К примеру, поворотные цилиндры с них срывало именно на поворотах – не учёл «сумрачный немецкий гений» тесноты рудничных выработок. Вдобавок, у обоих машин лопнули задние полурамы, систематически разрушались бортовые редукторы.
«Как у всякой техники, у «Фарцогов» были и плюсы, и минусы, – говорит главный механик предприятия Максим Сверкунов. – С мощностью, с грузоподъёмностью всё было в порядке, но наличествовали и конструктивные недоработки. Скажем, некорректно подобранные мосты».
По поводу лопнувших рам наши специалисты обращались к фирме-производителю, но там не стали исполнять гарантийные обязательства, обвинив горняков «Дальполиметалла» в неправильной эксплуатации их бесподобной техники. Пришлось нам дорогущую полураму покупать. И как тут не сравнить отношение к проблеме немцев и спецов из КНР! Китайцы сами приезжали к нам, интересуясь, в чём именно недоработка, где выявились слабые места в конструкции их техники – и тут же вносили изменения, исправляя ошибки.
Впрочем, говоря о переориентации с Запада, мы имели в виду более широкое толкование, включая в понятие «Восток» и саму Россию. Ведь, действительно, в стране работают и строятся тысячи заводов, и некоторые из них способны серьёзно заинтересовать горняков. Вспомним, что не так уж давно на руднике «Николаевском» работал подземный самосвал «МоАЗ». С 1971 года их выпускали в Белоруссии, на Могилёвском автозаводе. И выпускают до сих пор! Кстати, одна из последних моделей – шарнирно-сочленённый самосвал «МоАЗ-7506» сильно напоминает знакомый нам Cat-745 – и схемой, и внешним видом. Вот только перевозит не 40, а 50 тонн. Впрочем, и модель Caterpillar – не новаторская, она лишь повторяет известный сочленённик компании Volvo – это общее инженерное решение, общий тренд.
Подхватил его и «КамАЗ», разработав свой вариант шарнирно-сочленённого самосвала «Геркулес», что интересно – гибридного, и с грузоподъёмностью 40 тонн. Хотя звучали предложения назвать «КамАЗ-6561» и вовсе «Годзиллой»! Причём, с 2024 года планируется выпускать машину с собственным дизелем КАМАZ-6558.
Не остался в стороне и ТОНАР – его механизированные полуприцепы уже год, как задействованы в нашем ЦТТ. Сочленённый карьерный самосвал ТОНАР-7507(на фото внизу) уже готов к выпуску. Пока разработана модель на 35 тонн груза, позднее появится более мощная версия, и, кстати, переведённая с дизеля Cummins на мощный ЯМЗ.
Уверенно развивается производство российских ПДМ. К примеру, на Шадринском автоагрегатном заводе (ШААЗ), освоен выпуск ковшевых «УГМК-Феррит», однотипных с привычными нам «Сандвиками», а на «АРМЗ-Горные машины», холдинге «Росатома», производят ПДМ с электроприводом, на литий-ионных батареях.
То есть, как видим, «процесс пошёл». Страна сопротивляется иноземному давлению – и побеждает. Выигрывает в народном хозяйстве, находит надёжных партнеров в Азии, Африке, Латинской Америке – и строит новый, многополярный мир, мир справедливости.

Валерий БОЛЬШАКОВ

Добавить комментарий